Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

June 2024
M T W T F S S
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
22.06.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Строительство лодки ч. 3

Идём дальше. Долго ли, коротко ли, постепенно вы собираете полный набор шпангоутов....

Views: 16

Продолжаем рассмотрение нашей стройки. Напомню, я описываю процесс строительства лодки на стапеле с набором шпангоутов из планок и фанерной обшивкой. Особенностью данной лодки является радиальное днище. В остальном применена обычная “фанерная” технология.

Мы остановились на том, что собрали первый и самый простой шпангоут. Затем я повторил описанный выше процесс столько раз, сколько надо было собрать шпангоутов. Остальные шпангоуты были больше и сложнее, но принцип тот же: вы укладываете детали шпангоута на плаз, на соответствующую разметку, сделанную заранее.

Крепите детали струбцинами и собираете шпангоут на фанерных кницах с эпоксидной смолой. Запрессовку книц производите с помощью шурупов. Я для прочности дополнительно вставил деревянные кницы и затем накрыл их фанерными.

В конце сборки шпангоута ставите шергень-планку и наносите разметку. Всё просто. Главное, чтобы детали шпангоута были одной толщины, чтобы между ними не было ступенек. Ну, и точность сборки должна быть максимально возможной. Это значит не ленитесь лишний раз заточить карандаш.

Здесь я вам порекомендую на каждый шпангоут делать шаблоны из чего-нибудь плотного и не отсыревающего. Я делал шаблоны из алюминиевой фольги. Запасы из непростого прошлого. Отлично подходит для этой цели электрокартон. Он пропитан насквозь какой-то химией и по факту представляет собой пластик. Только его резать гораздо легче.

Такая предусмотрительность позволит вам в будущем строить лодку уже сразу точно, без предварительных подгонок и выравниваний. Ну, и заказы, следовательно, будут выполняться гораздо быстрее.

Вообще, если заниматься этим вопросом серъёзно, то на каждую конструкцию лодки стоит потратить день-два и выпустить чертежи и рабочую документацию с описанием техпроцесса. И – в папочку на полку. Придёт к вам через три-пять лет заказчик весь в горе: лодку утопил, а вы ему раз! и его лодочку через недельку выдаёте совершенно новенькую.

Идём дальше. Долго ли, коротко ли, постепенно вы собираете полный набор шпангоутов. Их стоит расставить на чём-нибудь ровном, чтобы посмотреть плавность обводов.

Именно в этот момент, когда все шпангоуты пока просто выставлены, даже не важно с соблюдением шпации или нет, происходит чудо возникновения формы лодки. Она, форма, уже хорошо просматривается. Главное, чтобы все шпангоуты стояли своими метками на линии ДП. Так мы избежим грубых промахов.

А дальше банкет по поводу и стапель. Стапель у нас очень простой. Единственная сложность, если у вас нет строгального станка, это ручным фуганком вывести прямолинейные кромки на четырёх досках из которых вы соберёте стапель. Его лучше сразу сделать под большие лодки. Я уверен, что построив трёхметровую лодку, вы увидите, что это просто и захотите что-нибудь побольше. А тут вам стапель уже готов!

Так вычерчивают кривые линии. Тонкая гибкая рейка, с помощью которой это делают, называется сплайн. Это вам не транспорентный рандомный кейс. Вот такое дело, если вникнуть….

Как вы видите, конструкция стапеля весьма проста. Единственный параметр, который вам следует уточнить – это его высота. Мысленно прикиньте максимальную высоту, на которой вам будет комфортно работать. Это примерно в таком положении, когда ваши руки подняты на уровень немного ниже плеч.

В этом положении вы будете обрабатывать днище лодки, а перед этим – днищевой набор. Не забудьте уточнить, дотянитесь ли вы в верхнем положении до середины лодки. Если нет, то высоту стапеля надо немного уменьшить. Ну, и не забывайте, что в вытянутых руках вы будете держать инструмент: рубанок, шуруповёрт, стамеску. Проверьте удобство работы со всем инструментом.

Как уже говорилось, стапель собираем из четырёх досок, ровные кромки которых должны образовывать пару прямых, параллельных и горизонтальных линий. То есть, основную плоскость стапеля.

Опоры для стапеля можно собирать вообще из любых палок. Прочности заведомо хватит. Единственная деталь, которая должна иметь прямолинейную кромку – это поперечина, на которую будет опираться доски стапеля.

От этого будет зависеть насколько точно вам удастся воплотить в реальность форму лодки, заданную теоретическим чертежом. Это важный момент и здесь не стоит торопиться. Лучше всё проверить дважды. Или трижды. В зависимости от количества прохладительных напитков и качества вашей Вирджинии.

Доски стапеля удобно и надёжно собирать на металлических уголках. Стоят они недорого, а процесс сборки ускоряют изрядно. Берите усиленные уголки с выштампованной кничкой. Уголок вполне точен для наших нужд и угол 90 градусов обеспечивает. Такими же уголками очень удобно крепить на стапель шпангоуты. Шергень уголком крепится к доскам стапеля.

Кажущаяся непрочность такой постановки шпангоутов не должна вас смущать. Да, шпангоуты немного будут “болтаться”. Обычно их начинают крепить подкосами. Но, это делается при сборке корпусов либо побольше, чем наш, либо довольно сложной формы, где нужна повышенная точность.

А это Главный Кораблестроительный Инспектор, старина Бася, дорогой мой друг. Это был его последний проект. Теперь Господь качает его на руках….

Все эти “болтания” будут устранены при установке киля на набор. Но, это я забегаю вперёд. Пока же нам надо установить набор на стапель. Вот этим и займёмся в следующий раз.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *