Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

June 2024
M T W T F S S
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
22.06.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Проектирование паруса для лодки 6

На современных парусах, сшитых из дакрона, можно ограничиться просто загибами. Сама ткань настолько прочна, что ничего большего делать с краями не требуется.

Views: 19

В прошлый раз мы остановились на том, что по полученным в Акаде чертежам раскроили полотнища паруса со всеми необходимыми загибами и сшили их. Конкретно шитьё мы ещё не разбирали, но сделаем это обязательно немного позже.

Теперь у нас есть почти готовый парус, надо лишь закончить его. Это значит, что надо обработать края паруса, его углы и сделать рифы. Рассмотрим по порядку.

Края паруса должны иметь загибы, что даёт необходимую прочность и предотвращает растрёпывание ткани на ветру. Загибы эти мы уже рисовали неоднократно, там всё просто и понятно.

На современных парусах, сшитых из дакрона, можно ограничиться просто загибами. Сама ткань настолько прочна, что ничего большего делать с краями не требуется. У нас другое дело. Мы взяли ткань “Оксфорд” и, хотя она тентовая/палаточная, но здесь лучше перебдеть и укрепить края паруса ликтросом.

Обратите внимание. Это угол паруса “под старину” сшитого из современных материалов. Материал паруса – дакрон, видны загибы по краям угла паруса. Как мы и говорили, здесь сделан нахлёст без дополнительного загиба поэтому мы видим лишь обрезанный край материала. Ликтрос из синтетической верёвки пришит по краю паруса. Кренгельс современной конструкции: мощное зажимное кольцо на пластиковой подкладке (коричневая). Конструкция позволяет распределить нагрузку на большую площадь. Не очень хорошо, но внизу картинки видны края боутов, усиливающих угол паруса нашивок из того же материала, что и весь парус.

Раньше, когда паруса шились из натуральных, менее прочных тканей, для укрепления паруса нашивали верёвку по его краям – ликтрос. У нас парус под старину и ликтрос пришитый по краям паруса не только его укрепит, но и ещё добавит шарма и подлинности. Как сейчас модно говорить в высоколобых кругах особой эстетики, наш парус будет аутентичным.

При этом надо иметь ввиду, что по всем краям ликтросом обрабатывались только прямые паруса, ставившиеся на реях поперёк корпуса корабля. Косые паруса, которые устанавливаются вдоль корпуса корабля, ликовались, то есть обшивались ликтросом, только по трём шкаторинам, исключая заднюю. Там нагрузка меньше и сход потока воздуха не хочется ломать ликтросом.

Ликовка паруса выполняется специальной ликовочной иглой. Она тоньше и длиннее парусной. Но, это на больших парусах и плотных врёвках. Мы, в данном случае, можем обойтись обычной швейной иглой.

Короче говоря, сначала делаем ликовку паруса. Как это правильно делать я уже рассказывал. Вернее, не я, а автор книги про шитьё парусов. Главу из которой я уже публиковал. Смотрите материал “Ручное шитьё и работа с парусиной”.

На углах парусов для таких маленьких лодок, как наша, кренгельсы – петли для крепления паруса к лодке, делали прямо из ликтроса. Делали петлю и накладывали на неё бензель, то есть стягивали её парусной ниткой – твайном. Затем тем же твайном клетневали, то есть плотно обматывали петлю виток к витку. Тогда петля становилась прочной и истиралась гораздо меньше.

За такой верёвочный кренгельс и закладывался шкотовый узел. Можно поставить коуш, лучше круглый – старинный. Но, за металлический коуш шкотовый узел уже не заложишь.

Потом пришивали ликтрос на следующую шкаторину. Перед этим, на угол паруса нашивались боуты – дополнительные куски парусины для усиления угла. Нагрузка там максимальная. Поэтому при раскрое нашей парусной ткани надо не забыть оставить материал на эти детали.

Здесь показан шкотовый угол паруса – Clew of a Sail (в красной рамке). Seizing – это бензель, Marling – это когда делают штыковку марлинь штыками. То есть вяжут одним концом полуузлы чтобы прихватить верёвку (наш ликтрос) к парусу, в данном случае. Это необходимо делать, чтобы усилить угол паруса.

Боуты обычно нашивались прямоугольниками: большой, поменьше и совсем маленький, либо трапециями, расходящимися веером из угла. Это дело вкуса. Мне лично, больше по душе и глазу последний вариант.

Теперь рифы. Рифы – это такелажная (верёвочная) система, позволяющая уменьшать площадь паруса при усилении ветра. Смысл её состоит в том, что вы опускаете парус на определённое расстояние, а затем переносите снасти для крепления паруса к лодке на новые места, выше по парусу.

На этой очень красивой лодке установлено люггерное вооружение. На переднем парусе – фоке мы видим два ряда рифов и боуты в шкотовых углах каждого ряда. На дальней мачте – на гроте, та же самая конструкция. Кливер малой площади, на нём рифов нет. Потому, что проще сделать несколько кливеров разной площади и ставить наиболее подходящий под погоду.

Например, вы спустили парус и переносите гроташкот на новое место на задней шкаторине паруса. Так же и с галсовым углом. Галс надо перенести выше по парусу и заложить его за следующий кренгельс – это усиленная петля на парусе, за которую заводят снасти, управляющие парусом.

Различные способы изготовления кренгельсов. В ранних конструкциях кренгельсы вплеснивались в литрос. Затем для увеличения прочности кренгельсов, их стали ввязывать в предварительно сделанные перед ликтросом люверсы. Такая же техника создания “кольца” используется при изготовлении громмета.

Между галсовым и шкотовым углом уже растянутыми перенесёнными верёвками, останется часть парусины. Её надо скатать в трубку и завязать рифштертами. Специальными кончиками из тонкой верёвки. Вяжутся рифы рифовым узлом, это тот же прямой узел, только завязанный петлёй, чтобы его можно было быстро отдать.

Чтобы поставить рифштерты на парус, для них необходимо сделать в парусе специальные отверстия – люверсы. Понятное дело, что просто так дырку в парусе сделать нельзя. Парус порвётся. Поэтому отверстие в парусе обшивается специальным образом и при этом укрепляется специальным кольцом, либо верёвочным – громметом, либо стальным.

Стальное может ржаветь и пачкать парус. Медное, по большому счёту – тоже. Да и старинный стиль нашего паруса подразумевает громмет. Я буду делать его.

Как все эти операции делаются описано во многих книгах. Кстати, картинки для этого материала я взял из некоторых этих книг. Мне они очень нравятся. Да и вообще, такелажное дело, такое простое, логичное и весьма эффективное не только на корабле, но и на берегу, настолько красиво и органично, что не восхищаться им невозможно.

Вот и всё, наш парус сшит и обработан. К сожалению, я не успеваю выложить материал про гардаман и парусный крючок. Они упоминались уже раньше и были картинки, поясняющие их конструкцию и назначение. Постараюсь сделать подробный рассказ о них позже. Поскольку, полагаю, многие начнут шить и уже не остановятся. Дело это увлекательное и полезное. Я и сам такой.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *