Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

May 2024
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Проектирование паруса для лодки 5

В прошлый раз мы остановились на том, что получили в программе "SailCut" наш парус с возможностью экспортировать его данные в файлы форматов dxf и svg.

Views: 18

Сегодня, в пятом выпуске, я завершаю рассказ о том, как сконструировать парус и получить все необходимые данные для того, чтобы его можно было сшить. Ткань мы наметили, размеры сейчас получим. А заодно и выпустим рабочий чертёж для работы.

В прошлый раз мы остановились на том, что получили в программе “SailCut” наш парус с возможностью экспортировать его данные в файлы форматов dxf и svg. Поскольку я пользуюсь Акадом, то я буду использовать файл dxf. Экспортируем наш парус и затаскиваем файл в Акад. Имеем вот такую картину….

Наш парус, вернее его детали, лежат на боку. Это легко поправимо. Давайте поставим парус как положено и посмотрим, что мы имеем.

Вот получилась такая картина. Наш парус разделён программой на четыре заготовки-полотнища. Полотнища имеют нумерацию справа налево от 1 до 4. Как уже указано, для каждого полотнища дан его контур синим и припуски – красным. И с припусками надо разобраться поточнее.

Напомню такой момент. Теперь, когда паруса шьются в основном из синтетики, ткань режут специальными термоножами. Они напоминают обычные паяльники, только вместо жала используют нагреваемый резак. Такой термонож не только режет ткань, но и оплавляет её края. Поэтому заделывать края полотнищ внутри паруса не надо. Края полотнищ сшиваются просто внахлёст без подгибов. Этому способствует ещё и прошивка соединяемых полотнищ швом-зигзагом. А вот на краях паруса требуется усиление в виде подгибов.

Мы будем шить по другой схеме, как паруса из натуральной ткани, более слабой и требующей подгибов и на кромках паруса и на стыках полотнищ парусины внутри паруса. О конструкции таких швов мы уже говорили в прошлый раз. Напомню об этом и приведу ещё раз картинку с разрезами швов.

В прошлый раз мы говорили, что ширина нашей ткани слишком велика для того, чтобы шить парус из полотнищ такой ширины. Напомню – ширина ткани 150 см. И вот тут нам надо ещё раз всё уточнить, как грицца: семь раз о….

Далее, чтобы придать парусу аэродинамичесую форму крыла, нам надо плоские полотнища сшить особым образом. А именно, нужная форма нашего паруса достигается двумя путями. Первый путь простой. Можно сделать края паруса или, как правильно говорить – шкаторины, выпуклыми. Что у нас уже есть, поскольку программа “SailCut” учитывает этот способ формирования паруса при вычислениях.

Три шкаторины: нижняя, передняя и верхняя – выпуклые, то есть имеют так называемый “серп”. Если растянуть выпуклые шкаторины, то они сформируют выпуклый профиль самого паруса. Величину этого серпа мы задавали в программе. Там даже можно сразу посмотреть на получающуюся форму паруса. Исключение составляет задняя шкаторина – она вогнутая.

Это сделано для того, чтобы исключить её вредные колебания на ветру в случае, если она будет выпуклой или даже прямолинейной. С этим явлением, которое называется “заполаскивание”, борются с помощью лат, деревянных планок переменной толщины, которые поддерживают заднюю шкаторину современных парусов. Для этого на парус нашиваются специальные лат-карманы, в которые вставляют латы. Поэтому на современном парусе задняя шкаторина может быть выпуклой.

Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Иногда и на парусах старинного дизайна делают выпуклую заднюю шкаторину и ставят латы. Имеют полное право – они так видят. Но, мне такое смешение новизны и старины кажется чрезмерным.

Но, у нас парус старинный. Тогда ещё не делали шкаторины с латами. И, чтобы избежать заполаскивания задней шкаторины, её делали вогнутой. То есть, с отрицательным серпом.

Второй способ придания нужной формы парусу состоит в том, чтобы в нужных местах, обычно недалеко от краёв паруса, сделать специальную форму кромки полотнищ. Обычно одна из кромок сшиваемых полотнищ делается криволинейной. И когда она сшивается с прямолинейной кромкой соседнего полотнища, то парус в этом месте получает дополнительную локальную кривизну своего профиля. Этот шов называют формообразующим или закладкой, а портные – вытачкой.

Ещё раз уточню: нам надо высчитать ширину полотнища паруса таким образом, чтобы отрезы нашего материала шириной 150 см были использованы с минимальными отходами. Поэтому надо подгадать так, чтобы ширина полотнища плюс ширина швов и подгибов кратно укладывались в ширину нашей ткани. Лучше всего провести натурный эксперимент по определению ширины полотнищ прямо на материале. Перед окончательной кройкой паруса. На этом проектирование закончено и мы плавно переходим к шитью.

Шить будем в соответствии с полученным в Акаде чертежом. Первым кроится и укладывается на плаз полотнище №1 паруса. Это заднее полотнище, идущее вдоль задней стороны паруса. Затем – полотнище №2. У меня получилось вот что.

Из-за того, что программа считает швы как на современных парусах из синтетики, допуская соединение внахлёст, на полученных чертежах, как вы наверное обратили внимание, загиб делается только на одной стороне полотнища. Другая сторона, подразумевается, нашивается внахлёст. Нам надо добавить припуск на загиб и со второй стороны. Хотя ткань у нас предполагается тоже синтетическая, но она заведомо слабее парусного дакрона, поэтому стоит сделать загибы с двух сторон, чтобы парус был прочнее.

Вот вторые два полотнища №3 и №4.

Здесь также необходимо добавить материал на загибы швов полотнищ.

Долго ли, коротко ли, примем, что мы полотнища сшили. Кстати сказать, что перед тем как сшивать полотнища их надо предварительно скрепить и проверить форму всего паруса. Скрепляют полотнища паруса либо булавками, либо прошивают простым швом через уже сделанные загибы их краёв. Тут надо иметь ввиду, что поскольку соединение временное, булавки и нитки из временных швов должны удаляться легко и быстро.

Да, забыл сказать, что детали паруса – полотнища с припусками удобно размечать на парусной ткани простым карандашом. Перед тем, как сживать полотнища, сделайте ряд поперечных шву отметок на обоих полотнищах, чтобы в процессе их сшивки контролировать сходимость меток. Если метки разойдутся, значит парус сшит криво и потеряет задуманную форму.

Проверка формы паруса осуществляется внешним осмотром, как говаривали раньше. Для этого парус надо осторожно растянуть за его углы в горизонтальном положении, чтобы провисшая ткань образовала форму паруса. И, если форма паруса вызывает сомнения, то можно измерить кривизну пуза паруса в разных местах, чтобы впоследствии внести необходимые корректировки.

После утверждения формы паруса, его полотнища сшивают постоянными швами. Шить можно на швейной машинке или вручную. Этот процесс сложно описать словами, его гораздо проще показать, поскольку мастерство парусника из тех, которые передаются из рук в руки от мастера ученику, как в живописи или музыке. Я лишь могу посоветовать единственно возможный выход в ситуации, когда мастера, готового передать свой опыт, нет.

Первое и главное, надо понять форму паруса и хорошо представлять её “в голове”. То есть надо иметь пространственное воображение. Второе – необходимо искать книги, статьи, изображения в Интернете с помощью которых можно прояснить процесс шитья паруса. Ну, и самое главное – не бояться пробовать шить. Для начала можно взять просто кусок плотной ткани и на нём попробовать отработать те или иные детали конструкции паруса.

У меня есть очень хорошая книга по этим вопросам, но я не успеваю её перевести, она на английском. Буду стараться, но пока не могу ничего обещать. Вопрос этот довольно сложный, хотя повторюсь: мы не гонимся за рекордами и если получится не самый хороший парус – не беда. Для начала можно будет испытать его, а уже следующий ваш парус получится гораздо лучше.

Сегодня, несмотря на уверения, я не смог исчерпать, хотя бы поверхностно, всего объёма темы. Придётся сделать ещё один выпуск. А именно, как обработать края паруса – шкаторины, сделать люверсы и прочую мелочь. Так мы перешли к шитью паруса.

До следующего раза!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *