Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

May 2024
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Проектирование паруса для лодки 4

Правда тут многие могут разочарованно спросить: "Ну, и как в это играть? Где размеры, где что?" Понимаю и спешу успокоить....

Views: 16

Продолжим наши изыскания. В прошлый раз мы остановились на том, что завели полученную геометрию нашего паруса в виде конкретных величин его элементов в программу “СэйлКат”, которая конструирует парус. То есть, выдаёт готовые детали паруса, которые надо будет немного обработать и, затем, просто сшить между собою.

Давайте посмотрим на результаты, полученные в программе. Я сразу хочу оговориться, в прошлый раз я поставил не ту картинку с вводимыми данными. Наверняка вы заметили несоответствие между данными на картинке и данными, действительно введёнными в программу. Вот правильная картинка.

Заведя правильные данные… Сказал и понял, что слегка погорячился. Поскольку в наборе данных для программы присутствуют элементы собственно парусной ткани, такие как её ширина, то необходимо хотя бы примерно посмотреть, а что мы имеем из тканей в доступности. Нам надо найти какой-нибудь приемлемый эквивалент фирменным специализированным парусным тканям. Не лежит душа переплачивать в несколько раз за красивое имя и благополучие сонмища посредников.

Да, согласен, под фирменным именем “настоящей парусной ткани” кроется высокое качество. Но, вы уже знаете мой взгляд на всё это дело: парус должен быть доступен всем. Качество будет ниже, согласен. Значительно ниже. Но, повторюсь: рекорды ставить мы не собираемся, ходить по крепким морским ветрам и волнам тоже не будем.

А, следовательно, мы можем взять ткань с гораздо более простыми качествами. Простыми, но достаточными для наших целей. На моей придворной луже можно даже брать старую простыню…. Шутка, конечно, но в каждой шутке лишь доля шутки.

В общем, короче говоря, есть у меня на примете одна ткань. Она не супер-пупер, имеет вполне ощутимые недостатки, но я уверен, что для испытаний её стоит взять. Ткань не продувается ветром. Вы знаете, что при выборе парусной ткани из не специализированных образцов, надо провести проверку на воздухопроницаемость. То есть плотно приложить кусок ткани к губам и попытаться продуть её насквозь. Если у вас это не получится, значит первая проверка пройдена.

Вторая существенная проверка состоит в том, чтобы тайно от сотрудников магазина попытаться растянуть образец ткани по нитке и уткý и посмотреть, тянется ткань или нет. Поскольку ткань по определению имеет нитки в двух перпендикулярных направлениях, то в одном направлении нагрузку растяжения воспринимают просто нитки, но они изначально должны быть прочными. А вот в другом направлении нитки могут выпрямляться, поскольку они огибают поперечные нити. Я об этом говорил, правда уже давно.

Есть ещё и третье направление – по диагонали, когда вы тянете ткань, сотканную квадратиками, то есть сеткой, и квадратики превращаете под нагрузкой в ромбики. То есть нитки ткани начинают пересекаться уже не под прямым углом.

Короче говоря, вот эти деформации ткани должны быть минимальными. Насколько? На этот вопрос у нас ответ может быть только один: надо попробовать и тогда посмотрим. Это тот случай, про который говорят: “Пока не попробуешь, не узнаешь”. Всё как в жизни.

Итак, ткань, которую я заприметил, называется “Оксфорд”. Она синтетическая, используется для тентов и с одной стороны покрыта полиуретановой пропиткой, что делает стороны ткани заметно разными по внешнему виду. Большой проблемы в этом нет, просто одна сторона ткани уверенно матовая, а покрытая пропиткой заметно блестит под определённым углом.

Однако, внешний вид, цвет, проверки, которые я проводил как положено тайно от работников магазина, и, что немаловажно, цена ткани, всё это вместе убедило меня, что эту ткань стоит попробовать использовать для наших целей. Ширина рулона ткани 150 см, а это вполне неплохо. Погонный метр стоит порядка 700 рэ. И ещё есть важный момент: ткани “Оксфорд” выпускаются различного удельного веса. От лёгких в 130г/м2 до тяжёлых в 600 г/м2. Для нас стоит взять что-нибудь полегче, поскольку наш предельный ветер 6 м/с. Я полагаю, в пределах 190-220 г/м2. А там видно будет.

Вот какие образцы ткани мне удалось зафиксировать. Фото не очень, поскольку делались скрытой камерой. Все начинают нервничать, если достаёшь в торговом зале фотоаппаратуру…..

Вот ещё. Обратите внимание, что кроме традиционных парусных расцветок ткани, как белый или оттенки бежевого, присутствует ещё и контрабандистский бордовый. Но, это отдельная история.

Короче говоря, всем удачи в поисках своего материала для паруса. Про ткань “Оксфорд” лишь добавлю описание ткани, которое я увидел в магазине (стилистика магазинного грамотея дана без изменений):

Оксфорд (Oxford) 210/240D являет собой лёгкую водонепроницаемая ткань с полотняным переплетением. Отличается повышенной износостойкостью и лёгкостью. С изнаночной стороны ткани нанесена полиуретановая пропитка, которая препятствует проникновению влаги и повышает прочность ткани. Полиуретановая пропитка абсолютно безопасна для здоровья человека. Широко используется для пошива одежды для рыбаков и охотников, туристических аксессуаров и водонепроницаемых плащей. Ткань Oxford 210/240D PU, Плотность: 110/140 г/м2, Ширина рулона: 1,5 м, Длина рулона: 100 м.

Трогательно про “здоровье человека”…. Вот такое дело. Но, шить парус из полотнищ шириной 150 см некрасиво и очень неудобно. Поясню, под полотнищем паруса я подразумеваю кусок ткани нужной нам с учётом эстетики паруса ширины (а в нашем случае мы имеем гораздо больше – 150 см) и по длине отрезанный с припуском, чтобы служить заготовкой для детали паруса, то есть с загнутыми краями для швов и припуском на внешние края паруса, где будут пришиваться ликтросы и делаться усиления кромок паруса.

Обычно в таких случаях, когда ширина ткани гораздо больше, чем ширина полотнища, делают фальшивый шов. То есть, по длине отреза полотнища, приготовленного в качестве детали для паруса, делают складку в виде шва и прошивают её двумя рядами стежков по краям. Это придаёт полотнищу требуемый “красивый” вид и, говорят, упрочняет парус. Надеюсь, что это так.

У нас ширину полотнищ нашего паруса мы приняли пока без учёта ширины нашей ткани. Тут важно подгадать так, чтобы не было отходов, обрезков. В прошлый раз я наугад заложил ширину полотнищ ткани 600 мм получилось “красиво”. Теперь надо подправить, чтобы наши 150 см ширины ткани использовались полностью без отходов.

Наш шов, а вернее ширина загибаемой полосы на краю ткани, когда сшиваются два полотнища принята была шириной 13 мм. Это видимо полдюйма. В случае фальшивого шва надо просто сделать “зигзаг” в поперечном сечении ткани шириной равной ширине швов и пришить края зигзага к, как говорят парусники, мякоти паруса.

Считаем: 150 см – 2×60см – 2×1,3 см = 150 – 120 – 2,5 = 27, 5 см. А с учётом того, что кроме нашего фальшивого шва, будут ещё два настоящих по краям, то надо исправить нашу формулу: 150 см – 2×60см – 4×1,3 см. Четыре загиба потому, что к двум в середине на фальшшве добавляются по одному загибу по краям полотнища в “настоящих” швах. Но, всё равно получается слишком большой остаток.

Отрезать от полотнища полосу такой ширины – кощунство. Надо подобрать ширину полотнища и ширину шва так, чтобы не надо было делать эту совершенно лишнюю операцию. Составим формулу и загоним её в Эксель. Так можно будет быстро подобрать требуемые нам параметры.

Погоняв немного параметры, получим:

Ширина нашего полотнища 71 см, ширина шва – 2 см. Вводим эти данные в нашу таблицу для расчёта паруса и нажимаем кнопку Оk.

Программа нам не только посчитала, но и нарисовала наш парус. Доступны два вида: “твёрдотельный” и “проволочный каркас”.

Можно даже покрутить картинку паруса так и сяк, там есть специальные бегунки. Но, это так, для справки. Нас больше всего интересует “разблюдовка”, а именно, детали нашего паруса. Переходим на вкладку development и о, чудо!

Правда тут многие могут разочарованно спросить: “Ну, и как в это играть? Где размеры, где что?” Понимаю и спешу успокоить. Эту сказочную красоту можно экспортировать в файл dxf и некоторые другие форматы. Причём как развёртку, то есть плоские детали, так и весь парус в объёме, то есть в 3D.

Вот этим и займёмся в следующий раз. Я буду всё грузить в мой старенький Акад. Там мне сподручней. Для любителей Корела и корелоподобных есть формат svg. Таким образом мы получим точные размеры наших деталей нашего паруса, которые можно будет перенести в уменьшенном виде на бумагу и попробовать всё это дело склеить и посмотреть, что получается. “Врёт нам повар” или нет.

До скорого!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *