Проектирование паруса для лодки 3
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/12/sailCutUserHndbk.jpg)
Views: 19
Итак, в прошлой “передаче” мы остановились на том, что пора уже рисовать сам парус, поскольку нам нужна теперь его геометрия. Я не зря всё время показывал вам одну картинку с лодкой.
![Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/boatYour06.jpg)
На мой взгляд, эта лодка как раз то, что нам нужно. Небольшая, с довольно большим парусом, классической формы. Красиво, лаконично, привлекательно. Единственное, что непонятно, почему-то рулевой держит ту часть гикашкота, которую так держать неудобно. Так поступают при кратковременной корректировке положения гика, а следовательно, и паруса, когда не хотят снимать гикашкот со стопора или утки.
Но, сейчас не об этом. Запоминаем пропорции и переносим форму паруса на наш чертёж. Я – в Акад. Можно даже просто поставить картинку и обвести её. Посмотрим, что получится.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2024/05/boat-3-Model-00-LugSail-01.jpg)
Получается как всегда: маловато будет. Определяем площадь паруса. Площадь равна 4,5 м2 (Вариант 1). А мы с вами размахнулись на целых восемь….
Попробуем увеличить площадь. При этом надо помнить, что лодка наша остаётся прежней – 3 метра в длину. Тянем-потянем, натянули следующий прус, который ещё выглядит пропорционально лодке. Получили 5,7 м2 (Вариант 2).
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2024/05/Boat-300-LugSail-02.jpg)
А где же наши 8 квадратов, которые мы так просто решили поставить на лодку? Вот они – Вариант 3. Это слишком много. Очевидно, что если мы хотим парус такой площади, то надо увеличивать лодку.
Для справки доложу вам, что некогда весьма популярный класс швертботов-одиночек “Финн”, исключённый ныне из программы парусных соревнований на Олимпийских играх, имел парус 10 м2 и длину корпуса 4,5 м. Швертбот этот довольно старый, когда считалось, что в парусных гонках должны принимать участие атлеты с высокими физическими кондициями.
Так что нам остаётся в рамках нашей трёхметровой лодки отложить наши восемь квадратов и разумно оставить 5,7 или 5,5 м2 для ровного счёта. Для сравнения, мой старичок тузик, о парусах которого я недавно рассказывал, имеет парус площадью 6,5 м2 (Вариант 4). Но он бермудский, мачта выше и нижняя шкаторина была опущена слишком низко в погоне за площадью. Низкая шкаторина значительно ухудшала обзор и под неё необходимо было всё время заглядывать, нагибаясь в лодке. Поэтому и стали делать прозрачные вставки-окна на парусах.
Я так однажды был протаранен на Голландце. Не увидел лодку справа…. Лодка идёт с креном, паруса низко, обзора мало. А это значит, что я не уступил дорогу правому галсу. Единственно непонятно до сих пор, почему рулевой той лодки предпочёл врезаться в меня и повредить и свою, и мою лодку вместо того, что бы заорать страшным голосом: “Правый галс!” как это положено в таких случаях.
Теперь нам надо решить дилемму: или парус без рейка и площадь его немного меньше. Это потому, что для проводки грота шкота в этом случае требуется больше места, чтобы шкот имел правильную тягу. То есть вдоль биссектрисы шкотового угла. Тогда не будет перекоса в тяге и шкаторины, расходящиеся из шкотового угла, наверх – задняя, вперёд – нижняя, будут натянуты одинаково.
Или парус с рейком. Тогда его площадь можно сделать немного больше и шкот уже будет тянуть гик и ставить его можно в любом месте. Парус будет растянут рейком.
Ладно, примем площадь нашего паруса в 5,0 м2 и посмотрим, что получается с его геометрией. Но, смотрим не просто так, а в разрезе нашей программы конструирования парусов “Sail Cut” или, грубо выражаясь, “Пошей парус”.
Из парусных характеристик там надо знать:
- Длину передней шкаторины (Luff length),
- Длину нижней шкаторины (Foot length),
- Длину задней шкаторины (Leech length),
- Длину верхней шкаторины (Gaff length).
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2024/05/Boat-300-LugSail-03.jpg)
Дальше программа вычислит нам диагональ (Diagonal), размер которой следует сличить с соответствующей диагональю нашего паруса на чертеже. Если они немного не совпадут, ничего страшного.
Затем надо назначить величину серпа (round) для каждой из шкаторин. Серп – это изогнутый край паруса, а величина серпа – это расстояние от прямой линии, соединяющей углы паруса до самой большой глубины изгиба соответствующей шкаторины.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2024/05/Boat-300-LugSail-04.jpg)
Положение этой самой глубокой части или самого максимального изгиба (Round position) указывается в процентах от длины соответствующей шкаторины. Также надо знать угол наклона гафеля. У нас вместо гафеля будет рей, а значит и его угол наклона от передней шкаторины (Gaff angle from luff).
Крой паруса у нас будет “старинным”, который был у парусов такого типа, то есть – Vertical cut. Полотнища парусины будут идти вертикально и параллельно задней шкаторине.
Дальше остаётся завести в программу значения всяких углов изгиба паруса, характеристик его полноты и кое-какие сведения о материале, из которого мы будем шить парус. Все подробности, которые откровенно говоря мне лень здесь повторять, изложены в руководстве к программе “Sail Cut”. Вам в любом случае, если вы будете конструировать парус с помощью программы, придётся заглянуть в сие руководство. Оно, кстати, лежит здесь, на сайте. И совершенно бесплатно.
Давайте заведём все эти цифири в таблицу программы и нажмём заветную кнопку Compute (Вычислить).
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2024/05/Boat-300-LugSail-05.jpg)
А вот что у нас получилось, когда мы нажали кнопку Ok, обсудим в другой раз, поскольку у меня совершенно не было времени расписать все подробности.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2024/05/Boat-300-LugSail-06.jpg)
За что и приношу свои глубочайшие от всей.
До скорого!