Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

May 2024
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
22.06.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Проектирование паруса для лодки 3

Давайте заведём все эти цифири в таблицу программы и нажмём заветную кнопку Compute (Вычислить)....

Views: 19

Итак, в прошлой “передаче” мы остановились на том, что пора уже рисовать сам парус, поскольку нам нужна теперь его геометрия. Я не зря всё время показывал вам одну картинку с лодкой.

Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

На мой взгляд, эта лодка как раз то, что нам нужно. Небольшая, с довольно большим парусом, классической формы. Красиво, лаконично, привлекательно. Единственное, что непонятно, почему-то рулевой держит ту часть гикашкота, которую так держать неудобно. Так поступают при кратковременной корректировке положения гика, а следовательно, и паруса, когда не хотят снимать гикашкот со стопора или утки.

Но, сейчас не об этом. Запоминаем пропорции и переносим форму паруса на наш чертёж. Я – в Акад. Можно даже просто поставить картинку и обвести её. Посмотрим, что получится.

Получается как всегда: маловато будет. Определяем площадь паруса. Площадь равна 4,5 м2 (Вариант 1). А мы с вами размахнулись на целых восемь….

Попробуем увеличить площадь. При этом надо помнить, что лодка наша остаётся прежней – 3 метра в длину. Тянем-потянем, натянули следующий прус, который ещё выглядит пропорционально лодке. Получили 5,7 м2 (Вариант 2).

А где же наши 8 квадратов, которые мы так просто решили поставить на лодку? Вот они – Вариант 3. Это слишком много. Очевидно, что если мы хотим парус такой площади, то надо увеличивать лодку.

Для справки доложу вам, что некогда весьма популярный класс швертботов-одиночек “Финн”, исключённый ныне из программы парусных соревнований на Олимпийских играх, имел парус 10 м2 и длину корпуса 4,5 м. Швертбот этот довольно старый, когда считалось, что в парусных гонках должны принимать участие атлеты с высокими физическими кондициями.

Так что нам остаётся в рамках нашей трёхметровой лодки отложить наши восемь квадратов и разумно оставить 5,7 или 5,5 м2 для ровного счёта. Для сравнения, мой старичок тузик, о парусах которого я недавно рассказывал, имеет парус площадью 6,5 м2 (Вариант 4). Но он бермудский, мачта выше и нижняя шкаторина была опущена слишком низко в погоне за площадью. Низкая шкаторина значительно ухудшала обзор и под неё необходимо было всё время заглядывать, нагибаясь в лодке. Поэтому и стали делать прозрачные вставки-окна на парусах.

Я так однажды был протаранен на Голландце. Не увидел лодку справа…. Лодка идёт с креном, паруса низко, обзора мало. А это значит, что я не уступил дорогу правому галсу. Единственно непонятно до сих пор, почему рулевой той лодки предпочёл врезаться в меня и повредить и свою, и мою лодку вместо того, что бы заорать страшным голосом: “Правый галс!” как это положено в таких случаях.

Теперь нам надо решить дилемму: или парус без рейка и площадь его немного меньше. Это потому, что для проводки грота шкота в этом случае требуется больше места, чтобы шкот имел правильную тягу. То есть вдоль биссектрисы шкотового угла. Тогда не будет перекоса в тяге и шкаторины, расходящиеся из шкотового угла, наверх – задняя, вперёд – нижняя, будут натянуты одинаково.

Или парус с рейком. Тогда его площадь можно сделать немного больше и шкот уже будет тянуть гик и ставить его можно в любом месте. Парус будет растянут рейком.

Ладно, примем площадь нашего паруса в 5,0 м2 и посмотрим, что получается с его геометрией. Но, смотрим не просто так, а в разрезе нашей программы конструирования парусов “Sail Cut” или, грубо выражаясь, “Пошей парус”.

Из парусных характеристик там надо знать:

  1. Длину передней шкаторины (Luff length),
  2. Длину нижней шкаторины (Foot length),
  3. Длину задней шкаторины (Leech length),
  4. Длину верхней шкаторины (Gaff length).

Дальше программа вычислит нам диагональ (Diagonal), размер которой следует сличить с соответствующей диагональю нашего паруса на чертеже. Если они немного не совпадут, ничего страшного.

Затем надо назначить величину серпа (round) для каждой из шкаторин. Серп – это изогнутый край паруса, а величина серпа – это расстояние от прямой линии, соединяющей углы паруса до самой большой глубины изгиба соответствующей шкаторины.

Положение этой самой глубокой части или самого максимального изгиба (Round position) указывается в процентах от длины соответствующей шкаторины. Также надо знать угол наклона гафеля. У нас вместо гафеля будет рей, а значит и его угол наклона от передней шкаторины (Gaff angle from luff).

Крой паруса у нас будет “старинным”, который был у парусов такого типа, то есть – Vertical cut. Полотнища парусины будут идти вертикально и параллельно задней шкаторине.

Дальше остаётся завести в программу значения всяких углов изгиба паруса, характеристик его полноты и кое-какие сведения о материале, из которого мы будем шить парус. Все подробности, которые откровенно говоря мне лень здесь повторять, изложены в руководстве к программе “Sail Cut”. Вам в любом случае, если вы будете конструировать парус с помощью программы, придётся заглянуть в сие руководство. Оно, кстати, лежит здесь, на сайте. И совершенно бесплатно.

Давайте заведём все эти цифири в таблицу программы и нажмём заветную кнопку Compute (Вычислить).

А вот что у нас получилось, когда мы нажали кнопку Ok, обсудим в другой раз, поскольку у меня совершенно не было времени расписать все подробности.

За что и приношу свои глубочайшие от всей.
До скорого!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *