Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

May 2024
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
28.05.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Парусный твайн и пчелиный воск

.... Нитка толщиной 0,5 мм вполне подходит нашим целям, хотя было сомнение в её хлопчатобумажном происхождении. ...

Views: 11

В разговорах о прочности надо сделать паузу, поскольку пришло время проектировать, конструировать и шить парус для нашей лодки. Этот процесс надо уложить в месяц май, поскольку в июне надо начинать строить лодку.

Перед темой проектирования паруса я хотел бы завершить рассказ о парусных иглах, добавив несколько слов о парусных нитках. Я уже упоминал, что парусная нитка называется твайн (twine). Если будете заказывать твайн на анголоязычных сайтах, то поиск надо организовать по паре слов “sail twine” (“парусный твайн”) или “sailmaker’s twine” (твайн парусника).

Амазон предлагает натуральный, настоящий, как на самом деле, парусный твайн для марок, ручного шитья, а также для ремонта изделий из парусины и синтетических материалов. Стоит 20 долларов (около 1900 рэ) за 82 метра (270 футов). Нет! Это не наши методы…. Хотя, конечно, вещь хорошая, чего говорить….

Но, я исповедую принцип разумной достаточности и являюсь категорическим противником неоправданного завышения стоимости ради громких названий и модных имён. Поэтому, я предпринял поиск в “родном отечестве” и обнаружил вполне достойные нитки. Что самое интересное, при ближайшем рассмотрении, это оказался именно твайн, то есть нитка скрученная из двух прядей волокна.

Вот они! Наши парусные нитки. Особо тронуло указание адреса. Это те самые ХБ нитки, которые я внимательно исследовал под микроскопом.

Первая катушка с нитками, которую я купил на “Озоне” – это “Нить хлопчатобумажная”, артикул 20/3 ХБ. Цвет “суровый”, уазанный на этикетке, особо вдохновил моё внутреннее видение. Так и представил я себя, такого, стоящего у руля, посреди бурных вод и сверкающих молний на акватории моей придворной лужи, всего такого сурового! Жуть!

Исследование под микроскопом даёт понимание внутреннего устройства объектов. Не даром Антони ван Левенгук чтим в простом народе естествоиспытателей.

Нитка оказалась весьма прочной, 100% хлопок и к тому же 400 метров в длину намотки. Стоило это удовольствие около 200 рэ, что вполне приемлемо и даже хорошо. Нитка толщиной 0,5 мм вполне подходит нашим целям, хотя было сомнение в её хлопчатобумажном происхождении. Но, “если повар нам не врёт” и бумаги там совсем нет или крайне мало, то почему бы и нет. Ведь на североамериканском континенте паруса на больших кораблях были из хлопка. Того самого: “Время хлопок снимать…” И отличались от европейских, льняных и потому серых, яркой белизной на солнце.

Вот. Полюбуйтесь. Такой твайн левого спуска. Всё, как положено. Принимаем на вооружение.

Немного позже я обнаружил в магазинах и другую нитку – льняную. Пока руки не дошли купить её, но вещь вполне многообещающая. Поскольку лён также широко применялся в канатном и парусном деле нашими предками.

Это ХБ твайн в натуральную величину.

В завершении этого рассказа должен сказать, что нитку при шитье парусов вощили, чтобы она была защищена от влаги и держалась долго. И чтобы нитка легче проходила сквозь плотную парусину. Поэтому встал вопрос о том, чем вощили?

А это льняной твайн. Толщина тоже 0,5 мм. Также, всё, как положено. Принимаем на вооружение. Стоит 250 рэ. Правда длина 225 м.

Разные источники дают разные сведения. Скорее всего, потому что действительно, мастера в разных местах вощили свои нитки разными составами. Но, обнаружилось сходство, по крайней мере, трёх компонентов “вощительного” состава. Это пчелиный воск, канифоль сосновая и китовый жир.

Тут я немного задумался, в нашей луже киты не водятся, на местном рынке – не продаются, даже в нарезке…. В общем, вопрос пока открытый. А чтобы хоть как-нибудь попробовать вощение нитки, я купил пчелиный воск, те самые соты, и попробовал им натереть нитку.

Похоже я недалёк от истины. На всех роликах в И-нете, что посвящены шитью парусов, я видел, что парусная нитка, после натирания её “воском”, слипалась в единую нить. Я имею ввиду два конца, выходящих из ушка иглы. Вот у меня получилось так же. В общем, я где-то вполне близок от действующего состава “пчелиного воска”, которым опытные парусники натирают свой твайн.

В натуральном виде пчелиные соты или вощину я в нашем тупичке не нашёл. Нашёл в виде свечки, которую пришлось размотать, сложить лист вощины несколько раз и сплющить. Получился вот такой кусочек.

Вот такое дело. На этом, подготовку к собственно шитью, то есть сшиванию вместе полотнищ паруса, можно считать законченной. Как доделаю чертежи очередной лодки, сразу приступлю к шитью учебно-тренировочной сумки. А там уже и выйдем на парус. Но, сначала его надо спроектировать и сконструировать. Вот этим и займёмся в следующий раз.

“Пора, брат, пора….!”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *