Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

April 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Вопрос о прочности наших лодок

....не стоит горячиться. Не стоит нарушать правила, которые были написаны жизнями многих людей. Одни из которых были пионерами и прокладывали путь в неизведанное. А другие писали отдельные параграфы Правил Хорошей Морской Практики своей беспримерной глупостью....

Views: 10

Вопрос о прочности лодки волнует каждого, кто сподобится пуститься по волнам в реку ли, озеро или даже в прибрежные воды моря. Этот вопрос неразрывно связан с другим вопросом: где мы будем плавать?

Особенно горячие и не очень умные головы заявляют с юношеской горячностью и безапелляционностью, что мол де надо делать лодку такой несокрушимой прочности, что б все моря могли преодолеть. На что я могу ответить только одним соображением. Повторюсь в стотысячный раз.

Каждая лодка имеет свой район плавания, на который и рассчитана конструкция её корпуса. При всём уважении к Е. Гвоздёву, его беспримерные путешествия на малых лодках не могут быть примером для непосредственного подражания. Он был великим моряком, что вряд ли смогут сказать о себе 99,99% читающих эти строки.

Поэтому не стоит горячиться. Не стоит нарушать правила, которые были написаны жизнями многих людей. Одни из которых были пионерами и прокладывали путь в неизведанное. А другие писали отдельные параграфы Правил Хорошей Морской Практики своей беспримерной глупостью. Не обеспечивая даже очевидных средств спасения и живучести своих лодок.

Если вы отталкиваетесь от берега на борту трёхметровой или четырёхметровой лодки, то какова бы ни была замечательной её конструкция, удаляться от берега более чем на 500 метров не стоит. Это как раз то расстояние, которое вы сможете преодолеть самостоятельно, когда вашу распрекрасную лодку опрокинет шквалом и она утонет. И то, если вы заблаговременно наденете спасжилет.

С теми, кто сейчас мысленно улюлюкает и бьёт себя пяткой в грудь, я прощаюсь, с сожалением отмечая, что потенциальных вдов и беспризорников станет ещё больше из-за глупости их мужей и отцов. Им, “героям побеждающим стихии”, я могу лишь на прощание задать простой вопрос: ” Вы знаете, что кричит тонущий человек перед смертью в воде?”. Не дай Бог вам это когда либо услышать. Этот ужасающий вопль, который не описать словами, будет стоять у вас в ушах всю вашу оставшуюся жизнь.

Так что же делать, спросите вы. То же, что и делают все нормальные люди. Быть уверенным в лодке, в своих умениях и навыках. И не соваться куда не следует без жестокой необходимости. И всё будет хорошо!

Уверенность в лодке распадается на много пунктов. Главный из них – прочность корпуса, рангоута и такелажа. Вот об этих вещах я и хочу завести небыстрый разговор, который, как я надеюсь, пригодится тем, кто понимает суть дела.

Я начну с деревянных судов. Чтобы понять, как рассчитывать на прочность элементы корпуса, надо их знать. Это значит, что сначала я хочу рассмотреть устройство деревянной лодки, определить терминологию её элементов: шпангоутов, килевой закладки, стрингеров и прочего. А уже потом все эти балки и листы обшивки рассматривать с точки зрения прочности.

Чтобы не было так грустно, могу сказать, что для определения прочности малых лодок один умный человек предложил совсем простые методы. Поскольку он прекрасно понимал, что далеко не все люди учились на морских инженеров. Поэтому он предложил систему, основанную на статистике и основных характеристиках лодок. Согласно статистике он вывел необходимые формулы для расчёта прочности. А из характеристик лодки он вывел формулу для специального числа, определив которое для своей собственной лодки, вы сможете получить сечения всех её связей, которые и составят корпус вашей лодки.

Более того, понимая, что многие не смогут справиться с возведением чисел в дробные степени, которые присутствуют в формулах, автор сжалился и привел на каждую формулу график для определения параметров сечений при входе в него по специальному числу, о котором я только что сказал. То есть даже привычек менять не надо! Водишь пальцем по графику как по…. Нет! по экрану смартфона (партнёр тут не при чём) и получаешь себе данные о размерах связей. Красота! Почти, как в сказке про щуку.

Недостатки у этой системы тоже есть. Не всё так радужно. Поскольку система основана на статистике, она даёт средние результаты. Это можно сформулировать примерно так: лодка посчитанная по этой системе будет прочной, но не самой оптимальной. Она будет весить больше необходимого. Но, такова плата за удобства и простоту.

Но, мы-то знаем, что в этом случае, в ещё большей оптимизации конструкции лодки, нам поможет… Правильно – Сопромат. То есть, перед нами открываются заманчивые горизонты проектирования наших лодок и получения надёжных прочных конструкций, которые смогут выручить нас, если мы куда-то вляпаемся по глупости.

Уже скоро мы приступим к рассмотрению набора лодок, к которым автор придумал расчётные формулы. А заключительным шагом будут сами расчётные схемы применительно к балкам набора и листам обшивки.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *