Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

April 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Visits: 16

Я уже упоминал, что книг на русском языке по техническим вопросам, связанным с лодками, парусами и моторам выпускалось очень мало и, чего греха таить, тексты оныя были малопонятны широкой заинтересованной аудитории.

А теперь, когда есть Интернет, информацию можно черпать лопатами. Причём не какими-нибудь совковыми, а широчайшими снежными! Та вот, давече, я опять набрёл на две очень интересные книги, о которых и хочу сегодня вам поведать.

Первая называется “Справочник по винтам: Полное руководство по выбору, установке и пониманию лодочных винтов” и затрагивает весьма важные вопросы, связанные с моторами и винтами потребными для них. “Тяжёлый винт” или “лёгкий”, диаметр, шаг, дисковое отношение, упор, проскальзывание и всё такое прочее. Причём автор не только не только перечисляет, но и даёт конкретные методы подбора винтов под конкретную лодку. С учётом режима плавания, мощности мотора, загрузки лодки и прочих параметров. Автор книги инженер-кораблестроитель с более чем тридцатилетним стажем Дейв Герр.

Интересно что он оказался автором и второй мною отмеченных на этой неделе книг. Вторая его книга имеет несколько более общее применение. Она о прочности судового корпуса. С первых абзацев этой книги я был приятно удивлён, когда обнаружил довольно чёткое, более того, инженерное определение того, что мы называем “лодкой”, а что “судном” или “кораблём”.

А вы знаете ответ на этот вопрос: что такое лодка и что такое корабль? И почему все называют лодкой посудины ажно до громадных размеров. Сидит какой-нибудь “папик” на берегу, на своей стоянке и вальяжно тыча пальцем в свою посудину метров эдак тридцать-пятьдесят длиной, небрежно заявляет: “… мол-де моя лодка….”. Лодка? 30-50 метров? Это папик так кокетничает?

И да, и нет! Скорее всего, папик кокетничает, поскольку вряд ли знает, что такое Строймех корабля, но в данном случае он случайно оказался прав. Действительно, у него именно “лодка”. Почему? Ответ оказывается весьма блестящим и весьма не тривиальным.

Прочностью малых судов, лодок или по нашему – маломерных судов, никто толком не занимался. Большие корабли – да. Там замешаны большие деньги, госпрограммы и все вопросы там или давно разработаны, или разрабатываются в режиме реального времени. И вот я подхожу к сути дела. Та самая книга, о которой я вам рассказываю, как раз и посвящена прочности маломерных судов или лодок.

Автор писал книгу целых пять лет. Там история была своя и очень интересная, но сейчас не об этом. В результате написания книги получилась ну, если не простая, то весьма упрощённая система расчёта прочности корпусов лодок для всех желающих, тэскэть. Автор написал книгу не для инженеров, хотя и для них тоже, но для любого нормального человека, который знает математику и физику в пределах школьной программы и желающего узнать что-то новое и полезное для своего дела.

Называется это дело “Скэнтлин-система”, а сама книга “Элементы прочности лодок для строителей, конструкторов и владельцев”. Так вот, в конце концов, автор всё прекрасно придумал, изложил и доказал на практике верность полученных им выводов. Причём и для дерева, и для пластика, и для стали с алюминием.

И вот что оказалось. Продольную прочность имеет смысл считать на судах, начиная с длины ШЕСТЬДЕСЯТ метров! Для меньшей длины корпуса прочность автоматически обеспечивается сортаментом существующих материалов. И в расчётах общей прочности нет ни надобности, ни смысла.

Вот и получается, что до 60 метров длины – лодка, а всё что свыше – … нет! не от лукавого, а судно или корабль. Вот такие интересные дела творятся на белом свете.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *