Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

March 2024
M T W T F S S
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Классификация узлов – Сплесни (Splices)

Сплесни настолько прочно забыты, что даже картинок в И-нете нет нормальных. Непорядок, надо вспоминать.

Visits: 6

Напомню, Эшли делит морские узлы на четыре категории: штыки, бенды, кнопы и сплесни. Сегодня рассмотрим сплесни, они последние в ряду категорий морских узлов.

Итак, сплесень. Эшли определяет сплесень как многопрядный бенд. Это означает две важные вещи. Первое: сплесень предназначен выполнять функции бенда, то есть соединять концы вместе в один. Однако способ соединения полностью отличается от обычного, который используется в узле-бенде.

Здесь, надо сказать, явился миру гений безвестного изобретателя. Может быть кто-то один придумал сплесень, может быть до этой гениальной идеи дошли сразу несколько человек. Но, сама идея проста и эффективна настолько, что у людей впервые увидевших и понявших принцип действия сплесня невольно на лице появляется улыбка восхищения простотой и элегантностью этого узла.

Давайте и мы с вами посмотрим в чём там дело. Не секрет, что в старинные времена, когда верёвки изготовлялись с помощью ручных канатосвивочных машин, а тем более, когда пряди верёвок крутили вручную, сама верёвка была весьма не дешёвым изделием. С другой стороны, на корабле, который давно находился в плавании мог кончится запас верёвок и возникала потребность верёвки чинить. То есть разорванные или перетёршиеся верёвки надо было как-то восстанавливать. Короткие куски или недостаточно длинные, надо было надставлять.

Узлы-бенды не всегда могли в такой ситуации выручить, поскольку узел создавал сильное напряжение верёвки при затягивании, что зачастую приводило к её новому обрыву. Да и к тому же был весьма громоздким. А на толстых верёвках вязать узлы и вовсе сплошное мучение. Нужно было что-то другое, какое-то средство или приём, который бы позволил бы соединять верёвки просто, надёжно и с максимально возможной прочностью.

И вот тут кто-то гениальный изобрёл сплесень. Гений отличается от обычного человека тем, что он, глядя ровно на те же предметы и процессы, что и обычные люди, видит в них возможности для существенного их улучшения. Так, видимо, произошло и со сплеснем. Кто-то гениальный внимательно рассмотрел верёвку. А надо вам напомнить, что в те далёкие времена большая часть верёвок была трёхпрядной свивки.Так вот, если мы возьмём такую верёвку в руки и слегка раскрутим верёвку против её свивки, то мы заметим, что пряди верёвки разойдутся в стороны. Немного, но при этом отчётливо увеличатся расстояния между прядями.

И вот тут возникла это великая идея взять пряди другой верёвки и засунуть их между прядями раскрученной верёвки. Когда мы, засунув пряди, отпустим первую верёвку, она закрутится в своё первоначальное положение и при этом зажмёт пряди второй верёвки. И чем сильнее потом будет натяжение верёвки при её работе, тем сильнее будет зажим прядей. А если при этом пряди второй верёвки просунуть в пряди первой несколько раз, да так, чтобы они переплелись, и тоже сделать прядями первой верёвки, проведя их между прядями второй, то прочность соединённой верёвки вплотную приблизится к прочности целой верёвки. То есть, не порванной.

Ну, а дальше выяснилось, что при переплетении прядей толщина соединения значительно увеличилась и починенная верёвка не лезет в её рабочий блок. Проблема. Тогда умные люди изобрели другой вид сплесня – длинный.

Длинный сплесень изготавливается другим способом, способом замещения прядей, а не их переплетения. Поэтому длинный сплесень лезет в блок, но прочность верёвки уже значительно падает. Примерно до 60% от первоначальной. Но и это тоже хорошо. Такую верёвку можно перевести на более “лёгкие” работы, а новую поставить на её место.

А теперь подведём итог и упорядочим терминологию. Перейдём от сухопутного языка к профессиональному морскому. Чтобы быть на уровне. Итак. Сплесень, в котором пряди двух верёвок переплетаются между собой по принципу “над-одной-и-под-одной” – это Короткий Сплесень. Они могут быть различными, переплетаться поперёк спуска и по спуску. Сплесень, в котором соединение верёвок происходит способом замещения прядей, называется Длинным Сплеснем.

Само пропихивание пряди одной верёвки между прядями другой, называется “пробивкой”. И, кстати, пробивают пряди с помощью свайки, которой и раздвигают пряди.

Такие термины возникли при работе на толстых верёвках, пряди которых действительно надо раздвигать с большой силой. В коротком сплесне делают от двух до пяти пробивок каждой пряди, в зависимости от того, для чего делается сплесень. При пробивках, чтобы уменьшить длину утолщения сплесня, пряди после второй пробивки делают тоньше, вырезая из них половину внутренних, то есть ближайших к верёвке, волокон пряди. Для прочности соединения, на концы сплесней часто накладывают марки, которые дополнительно зажимают пряди внутри сплесня. Сам процесс сплеснивания часто называют “сращиванием” двух верёвок.

Со временем моряки изобрели множество самых разных сплесней для различных надобностей. И если проследить эти разновидности, то можно, во-первых, получить в руки отличный инструмент для работы с трёхпрядными верёвками и на воде, и на суше. А во-вторых, получить огромное удовольствие, следя за ходом мысли гениальных предков.

И последнее. Сплесни настолько прочно забыты, что даже картинок в И-нете нет нормальных. Непорядок, надо вспоминать.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *