Восьмерка (Figure eight) АВОК # 520
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2024/01/knot-006.jpg)
Views: 8
Узел Восьмерка назван за свою форму, действительно напоминающую цифру восемь. Это отражено и в англоязычном названии узла – «Цифра восемь» или «Figure eight». Однако, если узел затянут до конца, он «складывается» и цифру «восемь» уже не разглядеть. Другое распространенное название узла – Фламандский узел. Название “Узел В Виде Восьмерки” встречается в книге Дарси Левера “Якорь Спасения или Ключ к Такелажному Делу” (Лондон, 1808). Слово “или” в настоящее время обычно опускается.
Узел с успехом разрешил недостатки простых узлов, причем, как это бывает в большинстве случаев, связанных с такелажным делом, проблема была решена изящно просто и очень остроумно. Нужен был узел бóльших размеров, не портящий веревку и вдобавок, чтобы он еще и легко развязывался после снятия нагрузки с каната. Это ключевые требования вообще к любому узлу. Имейте это ввиду, когда начнете изобретать свой собственный узел.
Форма узла в виде восьмерки позволяет увеличить радиусы перегиба веревки, а замысловатое переплетение не дает узлу туго затянуться. Поэтому узел Восьмерка стал, пожалуй, самым популярным стопорным узлом общего назначения, который вяжется на целой верёвке, без её разделения на пряди.
Попутно замечу, что из прядей верёвки также можно вязать стопорные узлы – кнопы. Но о них речь пойдет ниже. Восьмерку используют все моряки от мала до велика: от рулевых детских швертботов класса «Оптимист» до серьезных капитанов больших крейсерских яхт. Используется он и матросами «больших» флотов: военного, торгового и промыслового.
Впервые узел был описан в 1808 г. британцем Дарси Левером в его учебнике по морскому делу для молодых офицеров флота. Книга получилась столь удачной, что на протяжении всего XIX в. была стандартом в такелажном деле и кораблевождении.