Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

January 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Как самому сделать верёвку

Итак, у нас, как обычно, есть две возможности: первая - купить, вторая - сделать самим. И не то чтобы совсем денег было жалко, но, мне лично, всегда было интересно...

Visits: 8

Наверное, все интересовались или даже видели в И-нете или вживую процесс изготовления верёвок. Кстати, здесь меня поджидало неожиданное открытие. Оказывается старая поговорка “Попал в просак” имеет самое прямое отношение к процессу изготовления верёвок. Но, это проясниться чуть позже.

Итак, у нас, как обычно, есть две возможности: первая – купить, вторая – сделать самим. И не то чтобы совсем денег было жалко, но, мне лично, всегда было интересно, а как же на самом деле делаются те или иные вещи. В случае с нашими верёвками можно убить сразу двух зайцев. И познакомиться с весьма интересным процессом, и в очередной раз восхититься гением тех людей, которые его придумали и осуществили, а также значительно сэкономить. Вернее – сделать проще, но не хуже.

Рассмотрим процесс изготовления верёвки. Мы уже говорили, что сначала из разных, подходящих для этого дела, растений извлекаются волокна, которые обрабатываются специальным образом. Эта обработка сводится к выстраиванию волокон в длинные “цепочки” так, чтобы они цепляясь друг за друга образовывали пока не скрученную последовательность. Достигается это состояние путём расчёсывания волокон на специальных “расчёсках”, которые больше похожи на садовые грабли.

Затем из расчёсанных волокон получают пряжу путём скручивания волокон. Пряжа ещё называется нитью. Нитку и нить надо здесь различать. Нитка – это уже готовое скрученное изделие для шитья, а нить – это также скрученная пряжа, но являющаяся полуфабрикатом для дальнейшей работы по изготовлению верёвки.

Нити или пряжа, в данном случае это синонимы, идут на изготовление каблок – более толстых пучков волокон, которые идут на изготовление прядей. А уже из прядей скручивается верёвка.

А вот дальнейший процесс изготовления верёвок менее известен. Если взять три трёхпрядных верёвки и продолжать их скручивать вместе, то получится кабель. Вот здесь и лежит секрет изготовления наших верёвок.

Дело тут такое. В продаже и в ценообразовании верёвок, по каким-то неведомым мне причинам, пролегает вполне заметная ценовая грань между тонкими и толстыми верёвками. Причем с увеличением толщины верёвки, её цена растёт в экспоненциальной зависимости. То есть, весьма резко уходит вверх с каждым стандартным приращением длины окружности верёвки. А раз так, то мы можем купить три тонких верёвки и свить из них кабель. В результате мы получим то, что нам требуется по прочности за гораздо меньшие деньги. Плюс слава канатчика и заметная экономия средств. Ну, чем не хорошо?!

Например, я провёл такой эксперимент на шестимиллиметровой джутовой верёвке. Просто у меня такая оказалась под рукой. Сама верёвка из джута не очень подходит для такелажа, поскольку не обладает достаточной прочностью, а намокая и вовсе значительно теряя её. Шестимиллиметровая джутовая верёвка выдерживает нагрузку, как мы уже установили раньше, примерно 200 кг. Теперь, если свить кабель из трёх таких верёвок, мы получим нет, не 18 мм диаметра, а только 12 мм. Потому, что верёвки при свивке как бы “тонут” друг в друге. Но, что касается суммарной прочности, то можно посмотреть, какова она у 12-и мм верёвки из того же джута. На сайте вполне авторитетного производителя (или продавца, не знаю, как сейчас обстоят там дела) заявлено что такая верёвка выдерживает уже нагрузку в 595 кг…. А это, знаете ли, даже с коэффициентом запаса в 2, означает почти 300 кг… Что вряд ли когда-либо случится с нами. Если конечно, мы на своей лодке не полезем в “Ревущие сороковые”.

То, есть, подводя итог, имеем “с гуся” такие цифры. Метр 6-и мм верёвки стоит 10 руб, а метр 12-и мм верёвки – 36 руб. То есть на каждом метре мы экономим 6 руб. Как говорится: “Мелочь, а приятно”. И ещё говорят: “Курочка по зёрнышку клюёт”. Не бывает в жизни так, что бы всё и сразу. Там такая бы толпа сбежалась, что нам и не протолкнуться было бы….

А если взять пеньковые верёвки, которые ещё прочнее? Короче говоря, выбор за вами, уважаемый читатель. Можно просто купить синтетическую верёвку “под старину” – трёхпрядную, “лохматую”, как настоящую. Которая держит слона. А можно изучить процесс, сделав свои верёвки самостоятельно, как “на самом деле”. Получив навыки и практические знания, которых нам теперь очень не хватает в жизни. Все в одночасье стали теоретиками, а тех, кто умеет делать руками “днём с огнём”….

Так вот, теперь можно от общих положений перейти к практическому освещению вопроса. Трёхпрядная верёвка подразумевает, что надо крутить сразу три пряди. Тогда они будут равномерно свиваться в верёвку, укладываясь друг в друга и друг за друга же цепляясь. Вот тут и возникает прочность из огромного количества слабых волокон. Таким образом, станок для свивки верёвки, который так и называется “канатосвивочный станок” или машина (это когда к ней мотор приделали) содержит в себе три вращающихся в одну сторону крюка, за которые зацепляют пряди верёвки. Правда, народ быстро сообразил, что для верёвок четырёхпрядных, которые имели повышенную прочность и использовались для изготовления вант, нужен ещё один вращающийся крюк – четвёртый. Так и сложилась механическая схема канатосвивочного станка.

По форме – это крест, по краям которого располагаются шестерни с крюками, а в середине находится колесо, которое приводит их в движение. К тому же, на вал центрального колеса можно приделать ещё один крюк. Тогда к нему можно будет цеплять ещё одну – пятую верёвку, которая будет выполнять роль сердечника при свивке четырёхпрядной верёвки. Поскольку такие верёвки уже требуют сердечник для удержания формы своего поперечного сечения.

Вот, всё просто. Очень хорошо этот процесс показал один моряк, как он себя называет, старого флота. Это замечательный такелажник, живущий на Оландских островах (Åland – а в шведском буква Å обозначает звук очень близкий к русскому О) – Микко Снельман. Человек он немногословный и снимает свои ролики так, что всё понятно и без слов.

Рекомендую вам посмотреть его рассказ о том, как он делал свою канатосвивочную машину. Очень интересно! А то, чего я тут буду вам расписывать, да растолковывать. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если у вас останутся вопросы после просмотра, задавайте их здесь на сайте или в телеграме, в моей Кают-Компании.

Однако, я пошёл другим путём. Я подумал сделать эвольвентное зацепление, а не цевочное, как у Микко. Понятно, что цевочное проще и технологичнее для домашних условий, но деталей там больше и, хорошо бы иметь токарный станок по дереву, как у Микко. Да ещё и как-то инженерская душа лежит к эвольвенте, поскольку основной её принцип – зубья прокатываются друг по другу, а не скользят, толкая друг друга, как в цевочном зацеплении.

Для осуществления моего проекта потребовалось кое-что вспомнить. Знаете, в повседневной жизни не часто сталкиваешься с модулем зацепления и основной окружностью…. Не беда, старые книги хранят ещё сокровенные знания. Посидев пару дней над такими книгами, зарядился я знанием и духом тех знаний. И стало на душе светло и радостно. Знание – сила, как ни крути.

В результате получился небольшой курсовичок по ДМ (Деталям машин). Или, как минимум, лабораторная работа. Потом я подумал и пришёл в своих размышлениях к вопросу: “А как же в домашних условиях, как грицца, “на коленке”, разметить такую деликатную вещь, как зубчатое колесо? Ну, не выпиливать жешь их зверски драчёвым напильником “на глаз”… Здесь и анекдот старый может вспомницца….

Понятное дело: нужен шаблон! Да не простой, а поворотный. С двумя боковыми и одной центральной метками, по которым можно будет ориентироваться при построении линий зубчатого контура на материале. В результате, я собрал вот такие картинки с реализацией задумки. Теперь осталось найти жёсткий и не подверженный тепловому и влажностному расширению материал, желательно прозрачный, чтобы запечатлеть на нём свои инженерские мысли! В общем, дело стронулось с мёртвой точки.

Да, а как же просак? Просак – это просто….

Буду строить и писать для вас отчёты. На этом пока всё.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *