Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

January 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Visits: 6

Продолжаем разговор про дельные вещи на лодке. Сегодня рассмотрим замечательное приспособление для обтяжки такелажа, а именно – талреп.

Кто говорит “тáлреп”, кто – “талрéп”, суть дела от этого не меняется. Талреп – вещь на лодке со стоячим такелажем незаменимая. Напомню, стоячий такелаж – это все те верёвки, которые стоят неподвижно большую часть всего времени своей службы и держат мачты, стеньги, бушприты и прочий рангоут в их рабочем положении.

И, понятное дело, при установке рангоута и заводке на него стоячего такелажа, последний надо хорошо обтянуть, чтобы он не болтался, а стоял на месте с минимальными перемещениями.

На кораблях парусного флота стоячий такелаж долгое время изготавливался из растительных верёвок. Поэтому, когда верёвки намокали или просто тянулись, такелаж надо было “поднабить”. То есть, обтянуть с целью устранения его нежелательной слабины. Для этой цели применялся уже известный принцип увеличения тягового усилия с помощью талей.

Однако, блоки невыгодно было ставить на ванты и штаги с целью их периодической обтяжки. Блок во времена парусного флота был довольно дорогим удовольствием. А во-вторых, применение его в этом месте было менее надёжным, чем применение юферсов.

Юферс довольно похож на блок и работает по тому же принципу, только вместо шкивов в нём используют отверстия: одно, три или пять. Еcли отверстие одно и большое, то это были так называемые “hearts” – “сердца”, если прямо переводить с английского. Юферсы треугольной формы. У нас они носят название штаг-блоков.

Три отверстия имели юферсы (dead-eye), которые использовали на талрепах вант и штагов небольших судов. Для штагов больших кораблей и более толстых верёвок использовали штаг-юферсы с пятью отверстиями. Трение в таком случае значительно увеличивалось и талреп держал лучше и он меньше “полз”, чем в талях с блоками со шкивами.

Другое дело – обтяжка верёвочного талрепа. Здесь трение играет против моряков. Но, моряки – ребята умные. Они обтягивают стоячий такелаж с помощью талей, заведённых параллельно верёвочному талрепу. Причём делают для этого очень хитрые комбинации талей, которые дают необходимое усилие для обтяжки такелажа и при этом позволяют легко перемещать тали по такелажу в зависимости от надобностей.
Кстати, верёвка, которой стягивались юферсы верёвочных талрепов называется лэнярд.

А потом наступили времена промышленной революции и появился проволочный такелаж из стальных верёвок. А с ними было гораздо тяжелее работать и в силу возросшей массы такелажа больших кораблей, так и конструктивно: их было сложнее “скрутить” в старые формы. И поэтому тоже, на смену верёвочному талрепу с юферсами пришел талреп винтовой.

Он состоит из двух винтов с резьбой разного направления. Эти винты вкручиваются в соответствующие гайки, которые закреплены в корпусе винтового талрепа. Или в самом корпусе нарезалась резьба. При вращении корпуса талрепа в одну сторону, винты сходятся. При вращении в другую сторону – расходятся. Наружные концы винтов имеют проушины, рымы или гаки для крепления огонов вант и штагов. Таким образом можно обтянуть металлический такелаж быстро и без особых усилий.

На малых лодках эта система обтяжки такелажа применяется в уменьшенном виде. Современные талрепы, выполненные из нержавеющей стали, легко позволяют обтягивать ванты. Штаги уже не обтягиваются отдельно, а делаются необходимой длины и обтягиваются при набивке вант.

Некоторые гонщики в моё время, делая суровое лицо, оттягивали ванту после набивки, как струну контрабаса, отпускали её и прислушавшись к звуку, издаваемому болтающейся вантой, глубокомысленно изрекали: “Ми-бемоль субконтроктавы! То, что нужно на сегодняшний ветер!” Я сначала обомлел; дурень, привык верить людям…. А потом быстро понял – это они так шутили со мной-новичком.

Хотя в каждой шутке есть доля шутки. По звуку можно определить степень набивки такелажа своей лодки, но для этого вы должны пройти на ней “пару кругосветок” по расстоянию и понимать каждое её движение и каждый всхлип от натуги. Ну, и знать “о чём поют паруса”.

Талрепы применяются и во вспомогательных целях. Например, ими обтягивают леера на больших лодках, иногда они используются в качестве оттяжки гика. Вы можете сами придумать что-нибудь ещё. Лично я сделал подвеску для угла детской кровати-чердака с использованием талрепа, потому, что пиллерс под угол устанавливать было нежелательно. Так что талреп – это умное изобретение и незаменимый помощник на лодке и в хозяйстве.
Вот такое дело.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *