Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

January 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Терминология паруса с точки зрения аэродинамики и программы моделирования SailCut

Ну, будет первый парус не очень, не беда. Следующий будет в разы лучше. А там и очередь к вам выстроится из желающих пошить парус....

Views: 11

Теперь, когда мы изучили Руководство пользователя программой Sailcut, давайте предметно заглянем в неё и посмотрим это дело на практике. Теория – это хорошо, но без практики сами знаете. Возможны варианты.

Итак, открываем программу, щелкнув мышью дважды на её иконке. Что мы видим?
Мы видим стартовый экран из которого нам следует перейти в раздел Парус. Для этого жмём на пункт верхнего меню View и выбираем пункт Dimentions. Попадаем в окно Sail Dimentions, разбитое на шесть полей: Sail identifier, Rig geometry, собственно поле ввода размеров паруса Sail Dimentions, Layout, Sail shape и Cloth.

Посмотрим поближе.

Если у вас Руководство пользователя под рукой, то вопросов быть не должно.

Единственно, что нужно пояснить, это Diagonal и Sail area. Это результаты вычислений по программе. Программа автоматически вычисляет диагональ паруса от галсового до нок-бензельного угла и выдаёт результат. Поскольку это значение вычисляемое, то его нельзя изменять, как вводимые параметры, например, длины сторон паруса. Так же и площадь паруса, получается такой, какие параметры паруса вы введёте. Поэтому они логически вынесены на отдельное поле.

Отдельное поле занимает Radial cut или Радиальный крой. Его отличительной чертой является набор клиновидных кусков парусины, которая распределяется таким образом, чтобы вопринимать напряжения в парусе самым выгодным образом. То есть тут действует классический принцип сопротивления материалов: материал надо противопоставлять действующим силам наиболее выгодной стороной.

А в парусине, мы знаем, есть основа – изначально натянутые нити и утóк – нити, которыми “обходят” нити основы во время ткания. То есть эти нити идут волнами вокруг нитей основы. Поэтому, если потянуть за нити утка, то они станут распрямляться, пытаясь сделать волнообразными нити основы. Следовательно, в этом направлении ткань подвержена значительному растяжению и это направление не должно ставиться по линии действия максимальных сил. В этом направлении, направлении действия максимальных сил, ткань ставится нитями основы, которые практически не тянутся. Вот и получается, что парус радиального кроя состоит из последовательных панелей, клиновидных кусков парусины, выстроенных вдоль действия основных сил. А это, прежде всего, силы растяжения из углов паруса. Особенно ярко это видно на стакселях.

Теперь надо завести в окошки поля “Размеры паруса” расстояния межу углами паруса. Затем, в следующем столбце, заводим величины серпов, то есть максимального изгиба шкаторин и их положение по длине в процентах от расстояния между углами.

В поле Cloth (Ткань) мы заводим ширину ткани, из которой будем шить парус. Там есть нюансы и мы их разберём после того, как определим размеры наших парусов, которые мы будем шить. Там же заводится ширина шва и ширина отделки кромок паруса. Тоже посмотрим это дело отдельно и подробно.

Последнее поле – Sail shape (Форма паруса) принимает параметры “пуза” или максимальной глубины профиля паруса по его ширине и высоте. Указанные в окошках проценты не очень понятны. Чтобы рассмотреть эти параметры в понятном виде, надо перейти в окно Sail mould (Форма паруса) через меню View – Mould.

Или покрупнее.

В этом окне мы можем формировать профили нашего паруса и распределять его “пузо” по высоте и ширине. Окно Vertical repartition (Вертикальное распределение) мы можем определить положение “пуза” паруса по его высоте. В правой части мы видим три окна, куда можно заводить параметры трёх профилей паруса. Верхний, средний и нижний профили. Мы можем задавать углы входа потока воздуха в парус и его выхода (схода) с прауса, а также максимальную глубину профиля в процентах от его хорды.

Понять, что происходит в окне Форма паруса можно легко, если поиграть всеми параметрами. Изменения параметров будет отражаться в окнах с изображениями профиля паруса. Здесь главное знать, где и какие профили должны быть на парусе. И, главное, для какого ветра парус предназначен. То есть, надо иметь опыт, чтобы определить для какой погоды какой нужен парус.

А вот это задачка для опытных. Мы здесь вряд ли справимся сами. Надо будет посоветоваться со знатоками своего дела. И если наши знатоки не любят делиться с гражданами своими сокровенными знаниями, то мы можем обратиться к мировому опыту. Благо в мире есть книга известного и признанного мастера-парусника, в которой он делится с народом основными секретами мастерства. Книга изумительная и очень интересная. Но, на английском языке….

Но, мы одолеем нужные нам места и выловим зёрна истины этого дела из этой же книги. Надо поработать и всё получится. Особых сложностей нет и не будет, поскольку, повторюсь, мы всё делаем для себя и не гонимся за рекордами. Ну, будет первый парус не очень, не беда. Следующий будет в разы лучше. А там и очередь к вам выстроится из желающих пошить парус.

Так что, всё будет хорошо. В следующий раз посмотрим как парус ставить на лодку. Что такое центровка и как её правильно сделать. Да и вообще, зачем всё это нужно и почему без этого нельзя.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *