Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

January 2024
M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Терминология применяемого на кораблях такелажа

Двигаясь по пути строительства лодки, мы пришли в ту точку, где нам потребуется определить названия всех верёвок, которые мы будем использовать.

Views: 24

Двигаясь по пути строительства лодки, мы пришли в ту точку, где нам потребуется определить названия всех верёвок, которые мы будем использовать. Или не будем, но желательно их знать на будущее. Поскольку вероятен сценарий, когда построив самую простую лодку с минимальным такелажем, вы зададите правомерный вопрос: А почему бы не построить что-нибудь побольше? И не пуститься в плавание по каким-нибудь дальним маршрутам.

Дело хорошее, поэтому рассмотрим такелаж нашей лодки. Многих, попутно замечу, отпугивает всё морское дело, поскольку некоторые глядя на такелаж большого трёхмачтового корабля с полным парусным вооружением, приходят в уныние. Слишком всего много!

Да, не мало. Но, на самом деле, как и во многих других технических системах, в такелаже больших, да и малых парусников есть своя чёткая и, на самом деле, простая система терминологии.

Общая идея такова. Есть несколько принципиальных названий для деталей такелажа корабля. Например, верёвка, которая держит мачту спереди, не давая ей упасть назад. Или верёвки, которые удерживают мачту по бокам. Так вот, такие детали такелажа есть на каждом корабле и на каждой мачте. Поэтому к названию такой детали просто прибавляется наименование той детали рангоута или паруса, к которой данная верёвка относится.

Поясню на примере. Спереди мачту удерживает верёвка, называемая штаг. Если этот штаг относится к передней мачте на корабле, то это – фока-штаг. Если ко второй мачте, то – грота-штаг. И так далее.

Ванты – верёвки, поддерживающие мачту по бокам, также называются по той мачте, которую они поддерживают. Фока-ванты. Правда, если верёвки поддерживают продолжение мачты вверх – стеньгу, то ванты стеньги уже называются на первой мачте фор-стень-ванты. Мешанина “фока-фор” получается из-за применения одновременно голландской и английской терминологии. Но все, как-то уже привыкли….

Всё сказанное относится и к большим парусникам и к малым лодкам. Разница только в количествах и толщине материала.

Дальше, если вы в И-нете найдёте картинку с такелажем парусного корабля, то там, конечно, “всего много”. У нас столько не будет. Во-первых, если брать нашу трёхметровую лодку, то там можно вообще не делать стоячий такелаж. Это тот, который стоит неподвижно и держит мачту. Ну, или что-нибудь другое. На нашей маленькой лодке будет только грота-фал, галс и грота-шкот.

Первый – это верёвка, которой мы будем поднимать рей с парусом на мачту. Второй верёвкой – галсом, мы будем растягивать переднюю шкаторину паруса, чтобы он хорошо забирал ветер. И третья верёвка – грота-шкот, позволит нам управлять парусом, устанавливая его в нужное положение относительно ветра.

Будет ещё верёвка, с помощью которой мы привяжем парус к рею. Это слаблинь. И последняя верёвка, которая нам будет необходима – это кусок десяти-двенадцати миллиметровой верёвки длиной метров шесть-восемь, которая будет иметь универсальное применение в качестве шавартова, чтобы привязать лодку к берегу, в качестве буксира при буксировке и в качестве якорной верёвки, если надо будет встать на якорь.

Когда же мы захотим лодку побольше, с двумя или даже с тремя мачтами, то там уже без стоячего такелажа будет не обойтись. Поскольку площадь паруса на мачте и, следовательно, усилия от ветра на мачту будут уже такими, что либо мачта огромная и тяжёлая, как бревно, либо изящная лёгкая мачта со стоячим такелажем.

Но, этот случай мы рассмотрим в следующий раз.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *