Терминология корпуса лодки. Приложение с объяснением всех терминов
![Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/12/boatTherms-03.jpg)
Views: 29
Выполняя своё обещание, данное в предыдущем материале на тему “Терминология корпуса лодки”, сегодня я публикую подробное описание деталей лодки. Описание предваряется схемой лодки в разрезе, на которой хорошо видны все детали. Детали, находящиеся в ДП или её пересекающие, показаны на схеме разрезанными вдоль или поперёк на две части, как и вся лодка.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/11/boatBuild-01a.jpg)
Итак, начнём. Порядок изложения деталей буду вести в соответствии с картинкой. Начну от носа и далее по часовой стрелке по кругу.
1. Кница брештука – усиливающий элемент, который накрывает сверху брештук и прилегающие к нему верхние бортовые стрингеры, форштевень и водорез, соединяя их в единый узел.
2. Брештук – усиливающий элемент, “толстая” кница, выполненная из одной штуки дерева. Служит для соединения верхних бортовых стрингеров и форштевня в единый узел.
3. Привальный брус – продольная балка, идущая по всей длине корпуса лодки вдоль верхнего бортового стрингера, но снаружи наружной обшивки. На малых лодках скрепляется с верхним бортовым стрингером шурупами на клей, образуя прочную бортовую балку. Основное назначение – защищать надводный борт от повреждений во время швартовки к причалу или к другой лодке.
4. Носовая банка – конструкция, состоящая из поперечных досок, предназначенная для размещения на ней пассажиров или груза.
5. Тимберс Шп. №1 – деталь поперечного набора лодки, наклонная балка шпангоута №1 или его бортовая ветвь. Придаёт поперечную прочность корпусу лодки, образует форму поперечного сечения борта в месте его установки.
6. Бортовой стрингер (верхний) – основная деталь продольного набора лодки, продольная балка, идущая по всей длине корпуса лодки. Служит опорой для наружной обшивки и опирается на тимберсы шпангоутов. Участвует в обеспечении общей прочности корпуса лодки.
7. Скуловой стрингер или бортовой стрингер (нижний) – основная деталь продольного набора лодки, продольная балка, идущая по всей длине корпуса лодки. Служит опорой для наружной и днищевой обшивки и опирается на флоры шпангоутов. Участвует в обеспечении общей прочности корпуса лодки.
8. Обшивка борта – деталь наружной обшивки, обеспечивающая водонепроницаемость борта лодки. Опирается на бортовой набор. Участвует в обеспечении общей прочности корпуса лодки.
9. Опора банки МШп (мидель-шпангоута) – брусок соответствующей формы, который крепится на наружную обшивку корпуса. Служит для поддержания банки мидель-шпангоута (МШп).
10. Тимберс МШп (мидель-шпангоута) – деталь поперечного набора лодки, наклонная балка мидель-шпангоута или его бортовая ветвь. Придаёт поперечную прочность корпусу лодки, образует форму поперечного сечения борта в месте его установки.
11. Весло – приспособление для перемещения лодки по воде. Является движителем, как гребной винт или гребные колёса. (В отличие от двигателя – источника энергии для движения). Представляет собой балку с рукояткой на одном конце и лопастью для захвата воды – на другом.
12. Уключина – приспособление в виде рогатки, которое помещается нижним концом во втулку уключины, размещённую на борту. Сама рогатка служит для удержания весла, позволяет последнему свободно вращаться вокруг вертикальной и горизонтальной осей одновременно. Тем самым обеспечивается возможность работы весла: замах, гребок, извлечение лопасти из воды с разворотом.
13. Башмак уключины – брусок, который крепится к верхнему бортовому стрингеру. Является опорой для втулки уключины.
14. Опора кормовой банки – брусок соответствующей формы, который крепится на наружную обшивку корпуса. Служит для поддержания кормовой банки.
15. Кница транца верхняя – плоская деталь (у нас из фанеры), служащая для усиления места стыка тимберса и бимса транца.
16. Бортовая кница – плоская деталь (у нас из фанеры), служащая для усиления места стыка верхнего бортового стрингера и бимса транца.
17. Кормовая банка – конструкция, состоящая из поперечных досок, предназначенная для размещения на ней пассажиров или груза. Часто включается в узел обеспечения прочности кормы для установки подвесного мотора (об этом – позже).
18. Бимс транца – верхняя балка шпангоута транца, соединяющая его тимберсы. Служит для образования замкнутой рамы шпангоута транца и опорой для его наружной обшивки.
19. Кница средняя (транца) – плоская деталь (у нас из фанеры), служащая для усиления места стыка бимса, пиллерса и флора транца. Весь узел предназначен для обеспечения прочности при установке небольшого подвесного мотора.
20. Пиллерс – вертикальная балка, предназначенная для поддержки горизонтальных балок. В нашем случае – основное назначение – это создание узла для обеспечения прочности при установке небольшого подвесного мотора.
21. Опора кормовой банки (средняя) – брусок соответствующей формы, который крепится на среднюю кницу транца и пиллерс. Служит для поддержания средней части кормовой банки.
22. Пиллерс кормовой банки – вертикально установленная деталь, поддерживающая кормовую банку в её средней части.
23. Обшивка транца – деталь наружной обшивки, обеспечивающая водонепроницаемость транца. Опирается на шпангоутную раму транца.
24. Плавник – деталь, установленная вертикально на наружную обшивку днища и киль в ДП. Служит для обеспечения устойчивости лодки на курсе при её движении по воде (особенно – на вёслах).
25. Флор транца – поперечная балка шпангоута транца, установленная на днище. Обеспечивает поперечную прочность корпуса лодки и определяет форму её днища в месте установки.
26. Кница транца нижняя – плоская деталь (у нас из фанеры), служащая для усиления места стыка тимберса и флора транца.
27. Упор для ног – деревянный брусок соответствующей формы, предназначенный для обеспечения упора ногами гребца во время гребли.
28. Киль – основная продольная балка продольного набора корпуса лодки, расположенная в ДП. Обеспечивает прочность днища и определяет форму её днища в месте установки. Участвует в обеспечении общей прочности корпуса лодки.
29. Обшивка днища – деталь наружной обшивки, обеспечивающая водонепроницаемость днища лодки. Опирается на днищевой набор. Участвует в обеспечении общей прочности корпуса лодки.
30. Средняя банка – конструкция, состоящая из поперечных досок, предназначенная для размещения на ней гребцов, пассажиров или груза.
31. Пиллерс средней банки – вертикально установленная деталь, поддерживающая среднюю банку в её средней части.
32. Флор МШп (мидель-шпангоута) – поперечная балка мидель-шпангоута, установленная на днище. Обеспечивает поперечную прочность корпуса лодки и определяет форму её днища в месте установки.
33. Днищевой стрингер (короткий) – продольная балка, идущая по большей части длины днища лодки и обеспечивающая прочность её днища. Участвует в обеспечении общей прочности корпуса лодки.
34. Днищевой стрингер полный – продольная балка, идущая по всей длине днища лодки и обеспечивающая прочность её днища. Участвует в обеспечении общей прочности корпуса лодки.
35. Флор Шп. №1 (шпангоута №1) – поперечная балка шпангоута №1, установленная на днище. Обеспечивает поперечную прочность корпуса лодки и определяет форму её днища в месте установки.
36. Кница Шп. №1 (шпангоута №1) – плоская деталь (у нас из фанеры), служащая для усиления места стыка тимберсов и флора шпангоута №1. Здесь кница сплошная на оба борта.
37. Кница форштевня – плоская деталь (у нас из фанеры), служащая для усиления места стыка киля и форштевня.
38. Форштевень – носовая вертикальная или наклонная балка, на которой стыкуются стрингеры и киль. Обеспечивает прочность и форму носовой части корпуса лодки. Обычно форштевень стараются делать из дуба.
39. Оковка водореза – металлическая деталь, обычно из латуни или нержавеющей стали, обеспечивающая защиту водореза от механических повреждений в случаях столкновений лодки с препятствиями при неаккуратной швартовке и других.
40. Водорез – вертикальная балка, формирующая носовое заострение корпуса лодки. Придаёт лодке архитектурно законченный вид и немного снижает сопротивление воды.
Определения для деталей уключины и весла вполне понятны из рисунка. Расписывать их смысла нет.
“Эту странную фразу” про участие деталей в обеспечении общей прочности корпуса лодки я растолкую позже, когда будем обсуждать постройку лодки и будем выбирать материалы для этого.
P. S. Недавно в Соединённом Королевстве были опубликованы 39 признаков джентльмена. Весьма любопытное чтение. Под номером 22 было такое условие: Джентльмен умеет ходить под парусом…..