Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

December 2023
M T W T F S S
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Терминология корпуса лодки

До сих пор мы рассуждали о лодках поверхностно. Мол, лодка и лодка. Целиком. Теперь, когда время начала строительства стремительно приближается, пора разобрать лодку по частям и по деталям.
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Views: 104

До сих пор мы рассуждали о лодках поверхностно. Мол, лодка и лодка. Целиком. Теперь, когда время начала строительства стремительно приближается, пора разобрать лодку по частям и по деталям. Поскольку мы будем строить её именно из деталей. А значит надо знать что и как называется. Иначе мы запутаемся в трёх соснах.

Итак, начнём. Лодка – это что-то общее и не очень определённое. Как мы уже говорили, лодкой может быть маленькая лодочка для детей и одновременно, какая-нибудь огромная яхта длиной под пятьдесят метров. Или даже больше. Каждый вкладывает в это понятие что-то своё. Однако, есть вполне конкретное определение лодки. Смотрите здесь.

Чтобы начать уточнять то, о чём у нас с вами пойдёт речь, введу новое понятие: корпус лодки. Это уже яснее. Корпусом лодки называют ту конструкцию, которая обеспечивает основную функцию лодки – перевозка пассажиров и/или грузов. Напомню, что мы будем рассматривать небольшие, до пяти метров в длину, лодки, которые будем строить из листов фанеры и деревянных реек. Как из самого доступного материала по цене и по технологии обработки этих материалов.

Идём дальше. Корпус лодки можно разделить на две составляющих: набор корпуса и наружную обшивку. Это “настоящие” кораблестроительные термины, которые используют профессиональные кораблестроители. Так что, мы можем сделать здесь важный вид.

Набор корпуса – это та основа, которая задаёт форму корпуса лодки, обеспечивая его соответствие проекту и несёт на себе наружную обшивку, которая обеспечивает водонепроницаемость корпуса. Набор состоит из двух основных наборов элементов: продольных и поперечных. Продольные элементы это в первую очередь киль – основная продольная балка набора, которая проходит по днищу лодки в его середине от носа до кормы.

Напомню, если смотреть сверху, то есть в плоскости ватерлиний, лодка имеет симметричный вид. Левый и правый борта должны быть совершенно одинаковы относительно килевой балки – киля. А если уже совсем точно, то относительно диаметральной плоскости (ДП), которая проходит вертикально через середину ширины киля и делит корпус лодки на две равные части. Кстати и всех других кораблей – тоже. За редким исключением. Если симметрии не будет, то лодка наша на воде будет стремиться всё время повернуть куда-нибудь не туда. Это как авто с кривыми колёсами, которые вам выставили на глаз на развале-схождении. Приблизительно.

На нашей лодке тоже есть киль. Но, как показывает практика, одного киля для обеспечения прочности днища бывает маловато. Поэтому, чтобы Тёща, прыгнув в вашу лодку с причала, не ушла по пояс в воду, проломив днище, по оному пускают дополнительные продольные балки. Параллельно килю с правого и левого борта. Эти дополнительные продольные балки называются днищевыми стрингерами и делаются уже меньшего сечения. Так допускает о наука прочности корабельного корпуса. Мы потом разберём эти моменты подробнее. Наша лодка будет иметь по два днищевых стрингера с каждого борта.

Вообще, стрингером называется почти любая балка, которая идёт вдоль корпуса на длину почти равную ему. Только название стрингера уточняется вторым словом, определяющим место расположения балки. То есть, в нашей лодке, в нашем наборе будут присутствовать кроме днищевых ещё и бортовые стрингеры, идущие по низу и по верху бортов. Их тоже надо подкрепить на тот случай, чтобы лодка выдерживала повышенные продольные нагрузки, например, если мы решим мчаться под мотором на всех парах против высокой волны. Кто хотя бы раз пробовал это делать, никогда не забудет, что очень вовремя сбросил газ, чтобы буквально не разломать лодку на волне. Ощущения классные!

Бортовые стрингеры имеют названия: “стрингер бортовой”, который идёт по верхнему краю борта лодки внутри её корпуса и “стрингер скуловой”, который идет по нижнему краю борта на его стыке с днищем. Таким образом, в качестве полного названия стрингера можно привести такое: “бортовой стрингер правого борта” или “днищевой стрингер левого борта”. Коротко и ясно.

В основном, с продольными балками это пока всё. Но, я упомянул поперечный набор корпуса лодки. Поперечный набор состоит в основном из шпангоутов. Шпангоуты – это специальные наборы поперечных балок, организованных специальным для каждого случая образом. На больших корпусах, имеющих палубы, шпангоут представляет собой замкнутую раму, повторяющую форму поперечного сечения корпуса в месте его установки. Так как именно шпангоуты, в основном, задают форму корпуса, задуманную кораблестроителем.

Рассмотрим подробнее. Балка шпангоута, идущая по днищу (поперёк киля и стрингеров), называется флор. Это название (как почти и все остальные) пришло из английского языка. Балки шпангоута, идущие поперёк обшивки борта от днища вверх, называются ветвями шпангоута или тимберсами. Или футоксами, но это на больших деревянных кораблях, где шпангоуты, да и все балки корпуса были очень большими и их приходилось составлять из множества деталей. Например, носовая балка парусного корабля XVIII века, форштевень, могла набираться из десятка, а то и больше, более мелких кусков или правильно – штук.

Но, у нас лодка простая и такие сложности нам не грозят. Мы будем называть ветви шпангоутов тимберсами. Максимум, что нас ожидает в этом смысле, это склеивание заготовок для киля и стрингеров и то, только в том случае, если мы не сможем достать приличную доску без сучков. Тогда придётся вырезать сучки и склеивать наши “длинномеры” из двух заготовок. Но, это делается элементарно, за пятнадцать минут “с перекуром”.

Два шпангоута на нашей лодке будут замкнутыми. То есть иметь не только днищевую и бортовые балки, но и балку сверху, которая замкнёт контур шпангоута и превратит его в шпангоутную раму. Эта верхняя балка называется “бимс”. Его внешний верхний контур делается с небольшим плавным изгибом, который называется погибь. Погибь бимса обеспечивает скатывание воды с палубы лодки, если таковая имеется. Это примерно тот же принцип, что и уклон крыши дома.

Вот, с набором корпуса мы разобрались. Ещё следует упомянуть мелкие детали набора, которые обеспечивают прочность соединений балок друг с другом. Я имею ввиду кницы. Это, как правило, плоские детали, которые накладывают на место стыка соединяемых балок либо вставляют внутрь угла, образующегося при их соединении.

Кницы очень хорошо разгружают соединения, забирая значительную часть нагрузки на себя. Их можно представить себе как подпорки. Если вы строите сарай, а перекрытие получается хлипковатым и грозит сложиться, то вы тогда ставите подпорки: стойки или колонны, таким образом снимая на них с перекрытия необходимую часть нагрузки. А мы помним, что чем меньшую нагрузку несут детали нашего корпуса, тем меньшие сечения для них можно использовать. Что в свою очередь значит, что детали можно сделать меньшего размера, а значит более лёгкими при необходимой прочности.

Вот об этом забывают те строители лодок, которые увлекаются толщинами, “чтобы прочность была”. Прочность получается. Но, весьма избыточная, и такую лодку приходится ворочать вчетвером.

Теперь остаётся наружная обшивка. Она у нас будет изготавливаться из листов фанеры. Различается наружная обшивка так же: по месту установки. У нас будет днищевая, бортовая и обшивка транца. Транец – это самый задний (кормовой, но есть его нельзя!) шпангоут, которым завершается по длине корпус лодки. А поскольку транец представляет собой шпангоут в виде рамы с “дыркой” внутри, то его необходимо обшить, чтобы вода не попала в лодку сзади. Полный перечень всех деталей корпуса лодки смотрите в Приложении к этой записи, которое скоро появится на сайте.

Вот видите – всё просто и логично. За что я и люблю естественные науки. Мало того, что они понятны и логичны, так они ещё и очень жизненны. Их принципы можно с успехом применять дома, на даче, в гараже, да и вообще, где угодно, извлекая незапланированную учёными-естествоиспытателями пользу для “дома-для семьи”.

1 thought on “Терминология корпуса лодки

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *