Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

December 2023
M T W T F S S
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Тали

Таль состоит из верёвки и двух блоков. Один блок неподвижный, его подвешивают в нужном месте. Второй блок подвижный, к нему цепляют груз. Через блоки проходит фал. Он делится на участки: коренной конец, лопари и ходовой конец (он же фал), за который тянут.
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Visits: 8

Тали – это весьма полезная, а потому, распространённая вещь. С их помощью можно значительно увеличить силу тяги при работе с грузами или устройствами. Наша незаменимая Вика так определяет тали: “Таль (через нидерл. talie, от лат. tālea — «обрезок») — подвесное грузоподъёмное устройство с ручным (или механическим) приводом, состоящее из подвижного и неподвижного блоков и проходящего через их шкивы троса (лопаря) (или металлической цепи).”

Чего “обрезок”, куда “обрезок”? Непонятно….

Ну, мы то уже знаем, что трос – это наша родная верёвка. А вот насчёт лопаря, товарищ автор погорячился, жизнь гораздо сложнее. И вот почему здесь надо внести поправку. Посмотрим на двухшкивную таль.

Мы видим, что верёвка крепится к обойме неподвижного блока снизу, затем идёт на шкив нижнего подвижного блока блока, затем идёт на шкив верхнего блока и оттуда идёт в руки тянущих матросов или на какую-нибудь лебёдку или другой подобный механизм. Будь то с ручным приводом или с механическим.

На пути верёвки в тали ей встречаются совершенно разные задачи. Конец, который крепится на верхнем блоке выполняет вполне понятную задачу и называется коренным. То есть неподвижным. Вполне логично. Дальше. Верёвка проходит между блоками от одного шкива на другой. Эти участки верёвки могут быть короткими, когда блоки сходятся вместе после подьёма груза. А могут быть длинными, когда блоки расходятся в результате опускания груза.

Если присмотреться внимательно, то мы увидим, что именно эти участки верёвки вовлекаются в распределение между ними тягового усилия талей или веса груза, что в принципе здесь одно и тоже по действию. Помните, я сравнил эти участки верёвки между блоками с ручками сумки, за которые взялись два человека. Таким образом нагрузка разделяется на два участка верёвки, которые называются лопарями.

Именно здесь происходит “волшебство” снижения тягового усилия на последнем участке верёвки тали. Это ходовой конец, который вышел с последнего шкива талей, в нашем случае – со шкива верхнего неподвижного блока и пришёл в руки тянущих. Так вот тянущие ощущают, что на верёвке тяговое усилие гораздо меньше, чем вес груза. Если его брать просто руками.

Соответственно, при одном и том же усилии тянущих, они смогут поднять груз, весом почти в два раза больше их тягового усилия. Почти в два раза – потому, что присутствует вредная сила трения в блоках тали. На старых деревянных блоках эпохи парусного флота подшипников не было. На трение приходится расходовать часть тягового усилия.

И последнее, нам надо определить участок верёвки от верхнего блока до рук тянущих. По идее, в самом общем смысле – это ходовой конец. Поскольку он находится в движении и им управляют процессом. Кстати, при вязке узлов также есть коренной конец, неподвижный и ходовой конец, которым делают необходимые движения при вязке узла. Так вот, этот ходовой конец талей называется фал. От английского слова “fall” – падать или просто – фал. В принципе, логично. Верёвка, в большинстве случаев приходит в руки тянущих сверху. То есть падает на них.

Однако по прочтении соответствующих старинных книг о такелаже парусных кораблей, я нашёл ещё одно определение. Фал – это верёвка, которая проходит через все шкивы блоков тали. Так и написано: “Fall. The rope that with the blocks composes a tackle.” Что означает: “Фал. Верёвка, которая с блоками составляет таль.” Вот такое дело. Вполне возможно, что найдутся такие, которые скажут: “А у нас вовсе не так!”. Однако, это история вечная. А мы будем придерживаться первоисточников. То есть английских и голландских. Тех, откуда кораблестроение пришло в наши края.

И ещё, теперь уже самое последнее. Как известно, за удовольствие надо платить. И в нашем случае с двухшкивной талью “плата” заключается в том, что во-первых, мы проигрываем в расстоянии. То есть, чтобы поднять подвижный блок на метр нам придётся выбрать два метра фала. И во-вторых, в точке подвеса тали величина нашего груза сложится с тяговым усилием на ходовом конце фала и в нашем случае составит три половины веса груза или 150% его веса.

Подытожим. Таль состоит из верёвки и двух блоков. Один блок неподвижный, его подвешивают в нужном месте. Второй блок подвижный, к нему прицепляют перемещаемый объект. Через блоки проходит фал – верёвка, за которую тянут. Она делится на участки: коренной конец, который привязывается к обойме верхнего неподвижного блока. Затем идут лопари – участки фала между блоками. Сколько лопарей, столько и выигрыш в силе. И, наконец, ходовой конец или фал за который тянут.

Теперь осталось заиметь парочку блоков и наслаждаться погрузочно-разгрузочными работами. Если груз оказывается слишком тяжёлым и на фале начинается “народное возмущение”, то можно применить двух-, трёх- и более шкивные блоки для снижения усилия на конце. Я, например, когда делал беседку для спуска в колодец, применил наверху три одношкивных блока, а внизу – один двухшкивный. У меня только такие блоки нашлись. Мой вес “снизился” в пять раз, и я мог самостоятельно опускать себя в колодец и также самостоятельно сам понимать себя наверх. А если что, то кто бы меня доставал оттуда? Жена? Дети малые? Или добрые соседи? Так что отсюда золотое правило: всё, что касается вашей собственной безопасности надо делать самому. Чтоб потом не “пенять на Ивана”….

И последнее замечание. Англичане, они такие ребята, дотошные. У них для бочек несколько десятков названий и для талей тоже много. И это не потому, что им делать нечего. А потому, что бочек и талей разных – много, и необходимо, чтобы каждый предмет был назван. Чтоб без путаницы.

А у нас бочка да бочёнок…. Маловато будет! Кстати, наш баррель – это их бочка ёмкостью 200 лиров.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *