Тали
![Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle2-06.jpg)
Views: 35
Тали – это весьма полезная, а потому, распространённая вещь. С их помощью можно значительно увеличить силу тяги при работе с грузами или устройствами. Наша незаменимая Вика так определяет тали: “Таль (через нидерл. talie, от лат. tālea — «обрезок») — подвесное грузоподъёмное устройство с ручным (или механическим) приводом, состоящее из подвижного и неподвижного блоков и проходящего через их шкивы троса (лопаря) (или металлической цепи).”
Чего “обрезок”, куда “обрезок”? Непонятно….
Ну, мы то уже знаем, что трос – это наша родная верёвка. А вот насчёт лопаря, товарищ автор погорячился, жизнь гораздо сложнее. И вот почему здесь надо внести поправку. Посмотрим на двухшкивную таль.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle2-07-1.jpg)
Мы видим, что верёвка крепится к обойме неподвижного блока снизу, затем идёт на шкив нижнего подвижного блока блока, затем идёт на шкив верхнего блока и оттуда идёт в руки тянущих матросов или на какую-нибудь лебёдку или другой подобный механизм. Будь то с ручным приводом или с механическим.
На пути верёвки в тали ей встречаются совершенно разные задачи. Конец, который крепится на верхнем блоке выполняет вполне понятную задачу и называется коренным. То есть неподвижным. Вполне логично. Дальше. Верёвка проходит между блоками от одного шкива на другой. Эти участки верёвки могут быть короткими, когда блоки сходятся вместе после подьёма груза. А могут быть длинными, когда блоки расходятся в результате опускания груза.
Если присмотреться внимательно, то мы увидим, что именно эти участки верёвки вовлекаются в распределение между ними тягового усилия талей или веса груза, что в принципе здесь одно и тоже по действию. Помните, я сравнил эти участки верёвки между блоками с ручками сумки, за которые взялись два человека. Таким образом нагрузка разделяется на два участка верёвки, которые называются лопарями.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle2-04-1.jpg)
Именно здесь происходит “волшебство” снижения тягового усилия на последнем участке верёвки тали. Это ходовой конец, который вышел с последнего шкива талей, в нашем случае – со шкива верхнего неподвижного блока и пришёл в руки тянущих. Так вот тянущие ощущают, что на верёвке тяговое усилие гораздо меньше, чем вес груза. Если его брать просто руками.
Соответственно, при одном и том же усилии тянущих, они смогут поднять груз, весом почти в два раза больше их тягового усилия. Почти в два раза – потому, что присутствует вредная сила трения в блоках тали. На старых деревянных блоках эпохи парусного флота подшипников не было. На трение приходится расходовать часть тягового усилия.
И последнее, нам надо определить участок верёвки от верхнего блока до рук тянущих. По идее, в самом общем смысле – это ходовой конец. Поскольку он находится в движении и им управляют процессом. Кстати, при вязке узлов также есть коренной конец, неподвижный и ходовой конец, которым делают необходимые движения при вязке узла. Так вот, этот ходовой конец талей называется фал. От английского слова “fall” – падать или просто – фал. В принципе, логично. Верёвка, в большинстве случаев приходит в руки тянущих сверху. То есть падает на них.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle2-05-2.jpg)
Однако по прочтении соответствующих старинных книг о такелаже парусных кораблей, я нашёл ещё одно определение. Фал – это верёвка, которая проходит через все шкивы блоков тали. Так и написано: “Fall. The rope that with the blocks composes a tackle.” Что означает: “Фал. Верёвка, которая с блоками составляет таль.” Вот такое дело. Вполне возможно, что найдутся такие, которые скажут: “А у нас вовсе не так!”. Однако, это история вечная. А мы будем придерживаться первоисточников. То есть английских и голландских. Тех, откуда кораблестроение пришло в наши края.
И ещё, теперь уже самое последнее. Как известно, за удовольствие надо платить. И в нашем случае с двухшкивной талью “плата” заключается в том, что во-первых, мы проигрываем в расстоянии. То есть, чтобы поднять подвижный блок на метр нам придётся выбрать два метра фала. И во-вторых, в точке подвеса тали величина нашего груза сложится с тяговым усилием на ходовом конце фала и в нашем случае составит три половины веса груза или 150% его веса.
Подытожим. Таль состоит из верёвки и двух блоков. Один блок неподвижный, его подвешивают в нужном месте. Второй блок подвижный, к нему прицепляют перемещаемый объект. Через блоки проходит фал – верёвка, за которую тянут. Она делится на участки: коренной конец, который привязывается к обойме верхнего неподвижного блока. Затем идут лопари – участки фала между блоками. Сколько лопарей, столько и выигрыш в силе. И, наконец, ходовой конец или фал за который тянут.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle2-03.jpg)
Теперь осталось заиметь парочку блоков и наслаждаться погрузочно-разгрузочными работами. Если груз оказывается слишком тяжёлым и на фале начинается “народное возмущение”, то можно применить двух-, трёх- и более шкивные блоки для снижения усилия на конце. Я, например, когда делал беседку для спуска в колодец, применил наверху три одношкивных блока, а внизу – один двухшкивный. У меня только такие блоки нашлись. Мой вес “снизился” в пять раз, и я мог самостоятельно опускать себя в колодец и также самостоятельно сам понимать себя наверх. А если что, то кто бы меня доставал оттуда? Жена? Дети малые? Или добрые соседи? Так что отсюда золотое правило: всё, что касается вашей собственной безопасности надо делать самому. Чтоб потом не “пенять на Ивана”….
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle2-02-1.jpg)
И последнее замечание. Англичане, они такие ребята, дотошные. У них для бочек несколько десятков названий и для талей тоже много. И это не потому, что им делать нечего. А потому, что бочек и талей разных – много, и необходимо, чтобы каждый предмет был назван. Чтоб без путаницы.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle2-01-1.jpg)
А у нас бочка да бочёнок…. Маловато будет! Кстати, наш баррель – это их бочка ёмкостью 200 лиров.