Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

December 2023
M T W T F S S
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Самая простая корабельная снасть

На кораблях эпохи парусного флота применяли сотни снастей. Самая простая состоит из верёвки и блока. Одна из самых сложных и самая жуткая - снасть из Книги Узлов Эшли под №366. Это узел Палача. Не секрет, что в море тоже совершались тяжкие преступления, за которые преступников наказывали смертной казнью. И это не просто фигура речи...
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Visits: 1

На кораблях эпохи парусного флота применяли сотни снастей. Самая простая из них состоит из верёвки и блока. Одна из самых сложных и, надо заметить, самая жуткая, а есть и такие, это снасть из Книги Узлов Эшли под №366 – узел Палача. Не секрет, что в море тоже совершались тяжкие преступления, за которые преступников наказывали смертной казнью. И это не просто фигура речи. За этим делом стояла определённая процедура и определённые узлы и снасти.

Вот как пишет об этом Эшли:

«Существует несколько узлов, рекомендуемых для этой цели, и есть несколько вариантов того узла, который показан здесь и которые можно найти в главе о Затяжных Петлях. Но этот узел из восьми шлагов является стандартным, и можно рассчитывать на то, что он будет затягиваться ровно и плотно, когда будет выполнять свою функцию. Затяжная петля всегда регулируется так, чтобы узел находился немного ниже и непосредственно сзади левого уха. Это делается для того, чтобы обеспечить боковой рывок, который является одной из тонкостей успешного повешения.»

Бррр…. Жуть какая. Однако, такое было и даже оставило свой след в такелажном деле в виде узла и целой снасти. Теперь, я надеюсь, вы начинаете понимать, во-первых, всеобъемлющее значение и проникновение узлов в нашу жизнь, а во-вторых важность изучения предмета. Чего только не случается в нашей жизни.

Вот такой диапазон. Но, мы начнём с самой простой снасти – с горденя. Гордень – это снасть, называемая талью, хотя он и не увеличивает силу тяги. Представляет собой неподвижный блок, закреплённый на каком-либо объекте и верёвку, пропущенную в него. Поскольку выигрыша в силе нет, то ясно, что гордень служил для подъёма лёгких грузов или обтягивания небольших снастей или ворочания лёгкого рангоута.

Появился он на корабле в силу необходимости и служит многим целям. Например, многие люди не принимают во внимание, что на парусном корабле или лодке нет тормозов. Забавно, не так ли? И если на маленькой лодке можно опустить в воду весло или бросить плавучий якорь, который будет уменьшать скорость движения по воде, то на большом корабле с его огромной массой такие номера не проходят.

Что делать, если надо «затормозить»? На авто этот вопрос очевиден. Главное не пропустить дистанцию, когда торможение даст нужный результат и не позволит «поцеловать участника дорожного движения, движущегося впереди в …. задний бампер». А на море? На море мы можем только «сбросить скорость и поставить на нейтраль». Если прибегать к автомобильным аналогиям.

Теперь методом научного воображения представляем себе. Чтобы было проще, на примере небольшой лодки метров 12-15 длиной. Такая лодка имеет довольно большую инерцию. Дует хороший ветер, а вам надо попасть в определённое место: либо к якорному бую, либо, что требует большего мастерства, прямо к причалу.

В этом случае надо прежде всего в нужный момент «сбросить скорость». Ведь до сих пор вы шли под всеми парусами, стремительно рассекая волны. Вы же не в игрушки играете, а выполняете рейс. Который кто-то оплатил. А значит – ответственность. Так вот, надо сбросить скорость. Проще всего это сделать либо, уменьшив площадь парусов, либо вовсе их спустив.

Если полностью спустить, то как ещё немножко «газануть», если вдруг не хватает хода, чтобы дойти до места? Опять поднимать? Слишком хлопотно и долго. Может снести ветром или течением не туда. Тогда моряк придумал простое, но эффективное средство – гордень. (“Настоящее” фото не нашёл, пришлось подсмотреть у моделистов).

В самом простом случае, на не очень больших по площади парусах, на рей привязывается блок. Через него проводится верёвка, которая одним концом идёт на заднюю шкаторину паруса, а за другой конец горденя вы можете тянуть. В результате ваш парус подтягивается к рею и его площадь уменьшается настолько, что остаточная тяга на нём уже не играет никакой существенной роли. Вы «сбросили передачу на нейтраль». Лодка быстро начнёт останавливаться, поскольку сопротивление воды очень велико. Особенно по сравнению с сопротивлением воздуха. На больших по площади парусах устраивали несколько горденей, и моряки дружно тянули их концы, так же уменьшая площадь паруса и ход корабля.

Ещё гордень используется для погрузки и разгрузки небольших и не тяжёлых вещей: всяких мелких ящиков, сундуков, сеток и прочего. Там, где для подъёма груза хватает силы максимум трёх человек. Вот такая полезная снасть.

У себя дома вы можете с помощью горденя поднимать и опускать балдахин над вашим опочивальным ложем или сдвижную дверку во входной двери для прохода вашего кота, который будет орать ночью, пока его не впустят в дом. Кто уже давно живёт на свете, тот должен помнить, что, как теперь становится понятно, оконные фрамуги в общественных помещениях поднимались точно так же – с помощью верёвки и блока, то есть, с помощью горденя. «Потяни, деточка, за верёвочку, дверь и откроется»… Классика жанра!

Отсюда может веером вытечь масса идей, как применять гордень в условиях технологической революции XXI века. Дерзайте, удивляйте мир!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *