Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

November 2023
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Как устроен блок

Корабельный блок устроен просто. Он состоит из корпуса, шкива и оси, а также из стропа. Все эти детали блока претерпели со времени их изобретения значительные перемены. Как в конструкции. так и в используемых материалах.
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Visits: 8

Одной из самых важных частей оборудования на парусном корабле или на маленькой парусной лодке является блок. Это замечательное устройство предназначено как для одиночной работы, где блок просто изменяет направление тяги пропущенной через него верёвки, так и в составе талей. Про тали есть отдельный материал. Там блок играет роль в уменьшении тягового усилия или получения выигрыша в силе. Это определение вы можете помнить со времён ваших уроков по физике в средней школе.

Это современные блоки. Здесь уже есть аромат трансформеров или звёздных войн. Круто, стильно, надёжно. Но стоимость…. Лучше не упоминать. Один блок стоит столько, сколько не будет стоить весь наш проект с лодкой.

Корабельный блок устроен просто. Он состоит из корпуса, шкива и оси, а также из стропа. Все эти детали блока претерпели со времени их изобретения значительные перемены. Как в конструкции, так и в используемых материалах. Современный блок имеет плюс к этому всему ещё и крутой дизайн. Чего раньше просто не знали.

Вот это уже наш блок. Старинный, в стиле. В сочетании с деревянным лакированным рангоутом, парусами из натуральной ткани и натуральными трёхпрядными верёвками будет выглядеть весьма замечательно. На картинке виден корпус блока, состоящий из двух щёк и двух проставок, верхней и нижней. Эти проставки образуют пространство внутри корпуса блока, куда помещён шкив на оси. Ось с торцов закрывается крышками на шурупчиках. Чтобы случайно не выпала. Обычно эти крышки не видны, поскольку закрываются стропом, сделанным из трёхпрядной верёвки. А иногда их наоборот делают большими и на них чеканят названия всякие и узоры…. Чтоб было красиво и полезно. В разборе блок выглядит так.

Здесь видна отдельная щека, а на ней две канавки по обе стороны от отверстия для оси шкива. В эти канавки входит верёвочный строп и туго обтягивается при изготовлении очка. Очко – это любая сравнительно маленькая петля, обычно круглой формы На картинке выше в очко, на которое намотан виток к витку клетень – это такая более мелкая и здесь чёрная верёвка вроде шпагата или твайна, вставлен круглый металлический коуш. Для усиления очка, чтоб оно не перетиралось. Само очко снизу схвачено бензелем и поперечными шлагами.

Ещё на щеке блока видны четыре малых отверстия по краям. Это для сборки корпуса блока на деревянных колышках – нагелях. Или на медных шпильках. Про корпус ещё говорят – обойма блока. Обнимает она шкив…. Что у них там? Ах, да! Совместная работа…. Всё как в жизни. Ещё на картинке хорошо видны проставки, которые находятся между двух щёк.

Осталось добавить, что у совсем древних блоков обойма вырезалась из цельного куска древесины, а отверстие под шкив выдалбливалось. Но, как вы понимаете, метод сборки из отдельных деталей экономичней и технологичней. Попросту – лучше.

Теперь парочка слов о затратах. На блок уйдёт одна пятая берёзового полена, если у вас нет других твёрдых пород. Шкив несложно проточить с помощью обычной электродрели. В оправке. Если у вас нет токарного станка. Для оси подойдёт толстый гвоздь или соответствующая латунная трубка. Ну, и немного прочного шпагата для наложения бензеля. Коуши можно не ставить. Вид будет более “старинный”. Прикинули убыток? А теперь вот такие блоки….

Сто пятьдесят долларов – это нынче почти пятнадцать тысяч рублей. Наша лодка обойдётся на треть дешевле. Даже с учётом перерасхода материалов в силу вашей неопытности. Если она имеется. Но, как бизнес-идея заманчиво…. Заманчиво!

Вот на этом о блоках пока всё. Понятно, что есть различные их вариации: и по количеству шкивов, и по форме стропа, который может быть и металлическим. Если есть желание и возможность проводить слесарные работы в вашей гостиной, каминном зале или библиотеке, то карты вам в руки. Принцип тот же, надёжность выше. Ну, и немного затратнее по деньгам и времени. Однако, не все умеют держать в руках напильник или ножовку по металлу. Музыкантам такие работы и вовсе противопоказаны. У них руки…. А вот верёвка – совсем другое дело! Доступна всем.

На картинке выше мы видим, что металлический строп проходит по проставкам снаружи и врезается в специально под него сделанные пазы на внутренней стороне щёк. Таким образом наружная поверхность щёк уже не требует канавок или желобков под верёвочный строп и остаётся полностью плоской. Ось пропускается через отверстия в щеках и, соответственно, в заранее просверленные отверстия в каждой ноге металлического стропа. Они, эти ноги стропа, держат ось и всю нагрузку блока. Учитывайте это.

На этом о блоке пока всё. Позже мы детально рассмотрим, как и из чего делать блоки для нашей лодки. Посчитаем нагрузки, напряжения. Подберём сечения. Тогда и в море будет не страшно выйти. Наука – знание – сила!

Ну, и уже совсем напоследок поучительная картинка для сплочения наших рядов. Как вам такой блочок?

Ваш автомобиль столько стоит, или чуть…..?

Остаёцца тока официяльно возопить: “ЛОДКИ – ДЛЯ ВСЕХ!!!!”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *