Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

November 2023
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Анатомия узла – термины

Итак, из каких элементов состоит узел. Тут мы снова возвращаемся к нашему первоисточнику - книге узлов Эшли. Почему? Потому что Эшли не просто переписал все известные ему узлы, составив их каталог. Он ещё и провёл научную работу. То есть, ввёл классификацию, что является первым признаком какой-либо науки. Затем он установил терминологию, разбив сложное на простые элементы.
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Views: 9

Чтобы мы могли продолжать начатый разговор и понимать друг друга, необходимо разобраться с элементами и терминологией узла. Выяснить, что есть что и, затем, спокойно продолжать начатое дело.

Итак, из каких элементов состоит узел. Тут мы снова возвращаемся к нашему первоисточнику – книге узлов Эшли. Почему? Потому что Эшли не просто переписал все известные ему узлы, составив их каталог. Он ещё провёл научную работу. То есть, ввёл классификацию, что является первым признаком какой-либо науки. Затем он установил терминологию, разбив сложное на простые элементы. Тоже признак любой науки. Затем он установил взаимодействие между простыми частями узлов, когда они объединяются в сложные составные структуры.

Затем Эшли провёл исследование, тэскэть, физики процесса. То есть установил физические и механические принципы на основании которых узлы и верёвки работают. И более того, Эшли разработал теоретическую базу оценки узлов на прочность, предварительно установив физико-механические свойства, которые её определяют. На основании этой работы Эшли сконструировал необходимое оборудование для экспериментальной проверки своих теорий и осуществил серии испытаний с составлением квалифицированного отчёта об их результатах. Как вы можете видеть – это вполне научный подход к вопросу и Эшли можно назвать первым учёным-узловедом, который написал фундаментальный труд в области такелажного дела.

С позиций современности можно улыбнуться оборудованию, которое придумал и разработал Эшли. Никакой электроники, точной механики и оптики, хайтэка. Однако, спросите себя, а какая разница электроника, физика, химия или ещё что-либо? Главное – это то, что задача была поставлена и успешно решена. Предлагаю каждому попробовать себя в научном решении какого-либо вопроса, и уже тогда судить – легко или просто придумать новую науку. Хоть о чём, не важно.

Но мы немного отвлеклись. Вернёмся к узлу, как к объекту научного изучения. Из чего состоит узел? И, заодно, можно навести критику: а действительно ли надо так препарировать узел? Или это псевдонаучность? Давайте искать ответы.

Обратимся к нашему фундаментальному труду, Эшли пишет.

При вязке узлов считается, что ве­рёвка состоит из трех частей:
27. Конец веревки – это ее крайняя часть.
28. Коренной конец – это неактивная часть, в противоположность изгибу и ходовому концу.
29. Изгиб веревки – термин, заимст­вованый, возможно, из топографии и имеющий два значения при вязке уз­лов.

Во­-первых, это может быть любая центральная часть веревки, отличная от концов и коренной части.
30. Во­-вторых, это кривая или дуга на веревке не менее полукруга. Это соответствует топографическому зна­чению слова бухта – это береговая дуга, настолько широкая, что из нее можно выйти одним галсом при лю­бом ветре.

Тут надо заметить, что будучи ещё и художником, он сам иллюстрировал свою книгу. Вот это талант, талант во всём! Иллюстрирует Эшли свои определения таким образом.

Дальше идёт ещё один важный момент под названием “петля”. Этот термин каждый использует на свой манер. При этом возникает огромная путаница и такой сугубо практический и естественно понятный вопрос о верёвках и узлах превращается в какие-то непроходимые джунгли, где верёвки запутаны напрочь.

Однако, всё гораздо проще, если подойти с научной точки зрения, которая предполагает деление сложного на простые однозначные и понятные части. Это примерно, как с атомом. Древние греки сказали, что атом – это наименьшая часть всего сущего. Вот. И чего проще? Так нет, пошли и атом разбирать на части! И всё запуталось, где нейтроны, где протоны? А тут ещё пентакварк обнаружили…. Полный конец!

Нет, мы такими вещами заниматься не будем. Вот верёвка, и у неё кроме всего прочего есть петли. Вот и посмотрим что такое петля и какие её виды бывают.

31. Открытая Петля – это кривая веревки много ỳже, чем изгиб, но с раз­ деленными концами.
32. Закрытая Петля – такая, в кото­рой концы сведены вместе, но не пере­секаются.
Когда ноги петли сведены вместе и пересекаются, веревка «сделала шлаг».
33. Узел Петля сформирован, когда конец веревки крепится к своему ко­ренному концу или когда петля в из­гибе веревки закрывается и вяжется в узел. Часто Узел Петля называют про­сто «
Петля».

Вот иллюстрации к этим положениям. Смотрим там же, в Книге узлов Эшли.

И как вы увидите дальше, это действительно важно. Поскольку именно в таких видах петли встречаются в узлах при их изготовлении. Замена одного вида петли на другой может привести к тому, что узел потеряет свой рисунок, то есть исказится, а то и вовсе развалится. Так что, не пренебрегаем.

И последнее, что мы здесь рассмотрим – это понятие шлаг. Каких только названий не получила эта вполне простая деталь узла. Перечислять не буду, чтобы не засорять вам чистоту картины. На самом деле, шлаг – это не пастор. Это обход верёвкой какого-либо предмета. Например перекладины. То есть горизонтальной балки. И, поскольку это весьма важный элемент многих узлов, шлаг тоже надо разделить по его видам. А он бывает разный. Цитирую первоисточник:

40, 41, 42. Рядом изображены: (№40) одиночный шлаг, (№41) полный шлаг и
(№42) два полных шлага.

Смотрим в книгу, и видим… Нет, вы не правы. Видим шлаги. То есть, получается что шлаг – это полный, на 360 градусов, оборот верёвки вокруг, в данном случае, перекладины. Оборот на 720 градусов – это два полных шлага.

Вот, пока всё. Эти очевидные и простые вещи, о которых мы сегодня говорили, почему-то часто забываются. На самом деле, их надо помнить, это “кирпичи” из которых во многом строятся узлы. Процесс здесь точно такой же, как и в любом другом деле. От простого к сложному. Усвоим “школу” или “базу”, проблем не будет.

А пока будем готовиться к первому узлу, к тому, как он выглядит, для чего используется и как его завязать. Но, это будет в следующий раз.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *