Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

November 2023
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Люггер

Что мы имеем в результате рассмотрения люггерного паруса? Люггер крепится к рею за два верхних угла: верхний галсовый и нокбензельный к рею. Через отверстия вдоль верхней шкаторины, которые называются люверсами, парус привязывается тонким линём к рею. Затем рей поднимается на мачту до своего места.
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Views: 30

Парусное вооружение люггер было изначально распространено на севере Франции в Английском канале или Ла-Манше и Па-де-Кале. Оно использовалось ещё древними контрабандистами, возившими нелегальные товары в Британию из Франции и обратно. Парус весьма эффективный и простой в управлении, заслужил себе со временем превосходную репутацию.

Люггер используется и поныне. Множество лодок, вооружённых люггером, ходит по указанным выше водам и многим другим. Причём этот надёжный вид вооружения используется как на больших лодках водоизмещением в сотни тонн, так и на маленьких одноместных тузиках.

Наверное, самым известным парусником, вооружённым люггером, был французский «Курьер», который бился в каналах с англичанами. Было это в конце XVIII века. Трёх мачтовый красавец до сих пор присутствует в нашей жизни в виде исторических книг, картин и моделей. Особую популярность имеют бумажные модели «Курьера» польского издательства «Shipyard».

Современные потомки «Курьера» радуют глаз тех, кому удаётся летом добраться до северного побережья Франции. Ближайший родственник «Курьера», так же трёхмачтовый люггер «Greyhound» («Борзая») общей длиной почти 33 метра, нынче осуществляет коммерческие рейсы между Францией и Англией как в старые добрые времена. Он был спущен на воду в 2012 году. Совсем новый по корабельным меркам. Возит пассажиров, экологически чистые продукты, вина и всё такое. Цену билета на «Борзую» я, всё-таки из любопытства выяснил. Но вам сообщать не буду – огорчений в жизни и так хватает.

Есть и совсем маленькие лодки, вооружённые люггером. В Европе наибольшее распространение получил проект «Drascomb». Это очень удачная лодка появилась в 1968 году. (А какой был год! Сумасшедшее время: какие события в мире, спорте, музыке…. Вот это были времена!) Она была спроектирована как дневной крейсер, который можно перевозить и спускать на воду прямо с трейлера. Вес корпуса около 300 кг. Простое парусное вооружение, вместительный корпус длиной 5,72 метра, прекрасные мореходные обводы снискали этой лодке народную любовь и широчайшее распространение. Её можно хранить возле дома прямо на трейлере, а на выходные или на каникулах её легко довезти до берега и спустить на воду. Вооружается лодка без спешки за полчаса.

Таким образом, автор надеется, что убедил вас в том, что люггерное вооружение, наиболее подходящее для нас. Во всяком случае, для начала. Когда вы построите и вооружите свою первую лодку, опробуете своё творение на воде, тогда вы поймёте, что вам надо на самом деле. А пока доверьтесь мне. Итак, за дело.

Люггерный парус, как я уже говорил, представляет собой четырёхугольное полотнище, сшитое из нескольких полос парусины. Верхняя шкаторина косая, с наклоном в нос. Она привязывается к рею, на котором и поднимается на мачту весь парус. Он ставится вдоль лодки и этим отличается от четырёхугольных парусов с прямым вооружением, которые ставились поперёк корпуса корабля.

Посмотрим на парус внимательно. Углы паруса и его края – шкаторины имеют собственные названия. Нижний передний угол – называется нижний галсовый. Верхний передний угол называется – верхний галсовый. Нижний задний, или правильно – кормовой угол называется шкотовым. К этому углу крепится шкот, верёвка, которой управляют положением паруса относительно ветра.

Верхний кормовой угол паруса называется нокбензельный. Это отголосок прямого парусного вооружения. Нок – это конец рея, гафеля или любого другого рангоутного дерева. А бензель – это особый узел. А как мы уже знаем, узлом назывались многие верёвочные вещи, в том числе и специальное крепление в виде нескольких оборотов (шлагов) верёвки вокруг нока рея или другого предмета с тем, чтобы прикрепить к нему что-либо. В нашем случае – верхний задний угол паруса.

Правда, бензели крутили на больших кораблях с большими парусами. Для надёжности, всёшь-таки океан – это вам не шуточки. А для маленького паруса на маленькой лодке достаточно просто пары шлагов и узла. Или вовсе петли (огона) и стопора на ноке рея.
Края паруса называются шкаторинами потому, что это не просто край материала или нескольких сшитых друг с другом полотнищ, а специально заделанный край, который не порвётся и не износится никогда, если за ним надлежащим образом следить. Шкаторины имеют свои названия: передняя, верхняя, задняя и нижняя. Без прикрас, как у англичан: «luff», «head», «leech» и «foot».

На шкаторинах парусина подворачивается и пришивается к парусу специальным швом. Для того, чтобы укрепить край паруса – шкаторину ещё больше, к ней пришивается специальная мягкая и соответствующая по толщине верёвка, которая называется «ликтрос», а сам процесс укрепления краёв паруса ликтросом – ликовка.

Поэтому, когда вы встретите выражение: «Завидев вождя, народ ликовал» – это не обязательно означает бурную радость и шапки, летящие ввысь. Это может означать, что народ сидел на парусных скамьях и сосредоточенно пришивал ликтрос к парусам. И на вождя может быть даже и внимания не обращал. Видите, жизнь гораздо разнообразней, чем вы думали до сих пор.

Ликтрос может выполнять ещё одну функцию. Его можно укладывать и крепить на углах паруса особым образом в виде небольших петель – кренгельсов, к которым впоследствии будут вязаться другие верёвки в процессе постановки паруса в рабочее положение.

Почему я ещё так настойчиво агитирую вас за люггерный парус? Всё просто. Нижняя шкаторина люггера свободная. Она не крепится на гике, как нижняя шкаторина бермудских парусов. Поэтому, во время поворота, гик не переходит с одного борта на другой и не стучит по головам новичков. Кто хоть раз получил гиком по голове, уже никогда этого не забудет. Поэтому люггерный парус в этом смысле безопасен. Хотя у него есть недостаток – его практически невозможно правильно поставить при полностью попутном ветре, когда он дует прямо в корму. Поэтому-то и ставят гик, который помогает нормально ставить парус по ветру. Этот курс называется фордевинд. Приходится под люггером ходить по ветру зигзагами, то есть в бакштаг. Вот вам картинка-подсказка. Позже курсы разберём подробнее.

Что мы имеем в результате рассмотрения люггерного паруса? Люггер крепится к рею за два верхних угла: верхний галсовый и нокбензельный. Через отверстия вдоль верхней шкаторины, которые называются люверсами, парус привязывается тонким линём также к рею. Затем рей поднимается на мачту до своего места.

Нижний галсовый угол паруса специальной верёвкой – галсом, крепится к обуху или рыму (кольцу) на днище лодки. Задний нижний или шкотовый угол растягивается с помощью верёвки – шкота так, чтобы парус занял необходимое положение относительно направления ветра и дал максимально возможную тягу.

Вот такая теория. Как вы, вероятно заметили, я опустил многие подробности. Сделал я это намеренно, так как не хочу перегружать вас не очень существенными сейчас подробностями. По некоторому раздумью, я пришёл к выводу, что теорию люггерного паруса надо дать подробнее. Тогда будут заполнены все пробелы и вы будете иметь ясную картину с полным пониманием вопроса. Скорее всего, мы это дело рассмотрим, когда будем конструировать парус.

В следующий раз посмотрим, что нам будет необходимо для того, чтобы изготовить парус для нашей лодки. Но, уже сейчас понятно, что шить парус отдельно от лодки не получится. Нам необходимо сначала «поставить» парус на лодку на бумаге (мониторе компьютера) и определить его наилучшее положение на самой лодке. От этого будет зависеть управляемость и ходкость лодки под парусом. Там нет ничего сложного. Только простая физика из средней школы. Да, к тому же не вся, а только теорема о моментах силы. Это когда сила, рычаг, стремиться повернуть, развернуть…, а вы против, … берёте рычаг и ка-а-а-ак дали! …

Нет-нет, это уже не физика. Но, не беспокойтесь, разберёмся. Там всё просто.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *