Снасти
![Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/09/tackle.jpg)
Views: 14
Обычно это слово вызывает в сознании обычного человека картины каких-то запутанных удочек с серым удилищем из ветки высокого кустарника, поплавком, грузилом и крючком. Какие ещё бывают снасти?
Если заглянуть в Инет, то там вам толкуют, что снасть – это какое-то приспособление для выполнения какой-то работы. Логично, разумно, но не очень понятно. Конкретики маловато. Тогда перейдём к нашей теме – Морского Дела.
Тот же Инет сообщает, что снасти это ещё и «часть такелажа, верёвка на судне или корабле, служащая для постановки и уборки парусов, для подъема и спуска рангоута; а также для поднятия грузов.» Про спуск грузов забыли…. Ничего, мы напомним.
Так вот, это уже определённее, хотя тоже не очень. Особенно «часть такелажа» не внушает должного понимания. Но, у нас есть неутомимо-неисчерпаеый Гуголь. Так он сообщает, что такелаж – это «Такела́ж (такала́ж) (от нидерл. takelage, от takel — «оснастка») — обобщенное название всех снастей на судне….».
И вот тут уже смешно: объединяем два определения из Инета и получаем нечто с претензией на нетленку, слово «такелаж» заменяем формулой из второго определения про такелаж. В итоге получаем перл, достойный пера поэта: снасти это ещё и часть снастей, верёвка на судне или корабле, служащая… и т. д. Скажу вам по секрету, забегая вперёд, что такая забавная ситуация распространена сплошь и рядом по всему спектру определений терминов Морского Дела.
Посмеявшись, начинаешь задаваться вопросом, а кто эти люди, которые так уверенно несут эту чушь? Это ещё одна из причин, почему я таки взялся за этот труд. Хочется навести хоть какой-то минимальный порядок в терминологии и передать дело её упорядочивания будущим поколениям, которые доведут вопрос до его логического завершения.
Но, вернёмся к снастям. Снасть – это приспособление для проведения каких-либо работ. Вот что сразу приходит на ум, так это тали. Тали – это такая снасть, состоящая из верёвки и нескольких блоков. Причём, что весьма важно, один из блоков, чаще – нижний, является подвижным. Вдобавок к этому, блоки могут иметь один, два и более шкивов, в которые и пропускается (запасовывается) верёвка, которая в этом случае уже носит название “ходовой конец” на выходе из талей или “лопари”, участки верёвки, находящиеся между блоками.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle-01-1.jpg)
Таким образом, тали служат для увеличения тягового усилия, поскольку одна человечья сила, даже если вы сгоните на погрузку-разгрузку толпу матросов, все-таки недостаточна. Поэтому, кто-то определённо гениальный, придумал тали. За счёт установки нескольких шкивов в подвижном и неподвижном блоках талей мы получаем выигрыш в силе, хотя и проигрываем в расстоянии. Это физика шестого класса средней школы.
Понять работу талей, почему они вдруг начинают увеличивать вашу силу без солярки, Ардуино и Инета можно из простой аналогии. Если мы рассмотрим простые тали, состоящие из двух блоков по одному шкиву в каждом, то мы увидим, что между блоками находятся два участка верёвки и третий конец идёт в руки тянущих-травящих. Эти два участка верёвки между блоками, как мы уже определили, называются лопарями. Их, как мы уже заметили два. А теперь аналогия.
Представьте, что на земле рядом с вами стоит тяжёлая сумка с двумя ручками. Если вы поднимаете сумку сами, без посторонней помощи, то весь вес сумки приходится на вас. Это, как если бы вы подвесили блок и пропустили бы через него верёвку к которой привязали бы груз. Блок неподвижен и выигрыша в силе нет.
Понимая, что одному убиваться над тяжёлой сумкой неохота, вы зовёте на помощь приятеля. Теперь вы и ваш приятель, каждый со своей стороны берётся за свою ручку сумки. Что получается? Верно. Вес сумки вы с приятелем делите пополам. И каждому легче. Так и лопари талей распределяют между собой вес груза, который надо поднять или опустить. Чем больше лопарей, а, следовательно, и шкивов в блоках талей, тем меньшая доля веса приходится на вас. То есть, тем больший выигрыш в силе вы имеете.
Однако, здесь, как и в любой механике, есть ограничение. Это сила трения, которая неизбежно присутствует в блоках и верёвке. Поэтому, с каждым новым блоком добавляется вредная сила трения, которая в какой-то момент сводит на нет всё преимущество талей. Обычно, в корабельных талях не используют блоки больше, чем с четырьмя шкивами. Таким образом, для практики максимальный выигрыш в силе для талей с двумя четырёх-шкивными блоками будет немного меньше, чем в 9 раз.
![](http://www.sobdelo.ru/wp-content/uploads/2023/10/tackle-03-1.jpg)
На берегу, в настоящее время, применяют шкивы с шарикоподшипниками, в которых трение существенно меньше. Поэтому в автокранах и других, мы можем видеть и пять, и шесть шкивов в одном блоке. А на корабле дальнейшее повышение тягового усилия достигается другими гениальными методами, с использованием тех же верёвки и шкива (колеса). Но, об этих снастях поговорим в другой раз.