Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

November 2023
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Снасти

Обычно это слово вызывает в сознании обычного человека картины каких-то запутанных удочек с удилищем из ветки высокого кустарника, поплавком, грузилом и крючком. Какие ещё бывают снасти?
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Visits: 2

Обычно это слово вызывает в сознании обычного человека картины каких-то запутанных удочек с серым удилищем из ветки высокого кустарника, поплавком, грузилом и крючком. Какие ещё бывают снасти?

Если заглянуть в Инет, то там вам толкуют, что снасть – это какое-то приспособление для выполнения какой-то работы. Логично, разумно, но не очень понятно. Конкретики маловато. Тогда перейдём к нашей теме – Морского Дела.

Тот же Инет сообщает, что снасти это ещё и «часть такелажа, верёвка на судне или корабле, служащая для постановки и уборки парусов, для подъема и спуска рангоута; а также для поднятия грузов.» Про спуск грузов забыли…. Ничего, мы напомним.

Так вот, это уже определённее, хотя тоже не очень. Особенно «часть такелажа» не внушает должного понимания. Но, у нас есть неутомимо-неисчерпаеый Гуголь. Так он сообщает, что такелаж – это «Такела́ж (такала́ж) (от нидерл. takelage, от takel — «оснастка») — обобщенное название всех снастей на судне….».

И вот тут уже смешно: объединяем два определения из Инета и получаем нечто с претензией на нетленку, слово «такелаж» заменяем формулой из второго определения про такелаж. В итоге получаем перл, достойный пера поэта: снасти это ещё и часть снастей, верёвка на судне или корабле, служащая… и т. д. Скажу вам по секрету, забегая вперёд, что такая забавная ситуация распространена сплошь и рядом по всему спектру определений терминов Морского Дела.

Посмеявшись, начинаешь задаваться вопросом, а кто эти люди, которые так уверенно несут эту чушь? Это ещё одна из причин, почему я таки взялся за этот труд. Хочется навести хоть какой-то минимальный порядок в терминологии и передать дело её упорядочивания будущим поколениям, которые доведут вопрос до его логического завершения.

Но, вернёмся к снастям. Снасть – это приспособление для проведения каких-либо работ. Вот что сразу приходит на ум, так это тали. Тали – это такая снасть, состоящая из верёвки и нескольких блоков. Причём, что весьма важно, один из блоков, чаще – нижний, является подвижным. Вдобавок к этому, блоки могут иметь один, два и более шкивов, в которые и пропускается (запасовывается) верёвка, которая в этом случае уже носит название “ходовой конец” на выходе из талей или “лопари”, участки верёвки, находящиеся между блоками.

Таким образом, тали служат для увеличения тягового усилия, поскольку одна человечья сила, даже если вы сгоните на погрузку-разгрузку толпу матросов, все-таки недостаточна. Поэтому, кто-то определённо гениальный, придумал тали. За счёт установки нескольких шкивов в подвижном и неподвижном блоках талей мы получаем выигрыш в силе, хотя и проигрываем в расстоянии. Это физика шестого класса средней школы.

Понять работу талей, почему они вдруг начинают увеличивать вашу силу без солярки, Ардуино и Инета можно из простой аналогии. Если мы рассмотрим простые тали, состоящие из двух блоков по одному шкиву в каждом, то мы увидим, что между блоками находятся два участка верёвки и третий конец идёт в руки тянущих-травящих. Эти два участка верёвки между блоками, как мы уже определили, называются лопарями. Их, как мы уже заметили два. А теперь аналогия.

Представьте, что на земле рядом с вами стоит тяжёлая сумка с двумя ручками. Если вы поднимаете сумку сами, без посторонней помощи, то весь вес сумки приходится на вас. Это, как если бы вы подвесили блок и пропустили бы через него верёвку к которой привязали бы груз. Блок неподвижен и выигрыша в силе нет.

Понимая, что одному убиваться над тяжёлой сумкой неохота, вы зовёте на помощь приятеля. Теперь вы и ваш приятель, каждый со своей стороны берётся за свою ручку сумки. Что получается? Верно. Вес сумки вы с приятелем делите пополам. И каждому легче. Так и лопари талей распределяют между собой вес груза, который надо поднять или опустить. Чем больше лопарей, а, следовательно, и шкивов в блоках талей, тем меньшая доля веса приходится на вас. То есть, тем больший выигрыш в силе вы имеете.

Однако, здесь, как и в любой механике, есть ограничение. Это сила трения, которая неизбежно присутствует в блоках и верёвке. Поэтому, с каждым новым блоком добавляется вредная сила трения, которая в какой-то момент сводит на нет всё преимущество талей. Обычно, в корабельных талях не используют блоки больше, чем с четырьмя шкивами. Таким образом, для практики максимальный выигрыш в силе для талей с двумя четырёх-шкивными блоками будет немного меньше, чем в 9 раз.

На берегу, в настоящее время, применяют шкивы с шарикоподшипниками, в которых трение существенно меньше. Поэтому в автокранах и других, мы можем видеть и пять, и шесть шкивов в одном блоке. А на корабле дальнейшее повышение тягового усилия достигается другими гениальными методами, с использованием тех же верёвки и шкива (колеса). Но, об этих снастях поговорим в другой раз.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *