Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

November 2023
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Пытаемся навести порядок

Основной постулат Эшли – это классификация и разделение узлов по их назначению. Вполне логично, поскольку это взгляд не коллекционера, любопытного или просто скучающего человека. Это взгляд со стороны тех, кто был связан с Морским Делом своей нелёгкой работой в море....
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Visits: 9

Итак, как я уже говорил, ситуация в области русскоязычной терминологии узлов и Морского Дела вообще, весьма плачевная. Каждый тянет одеяло на себя, выдумывая свои собственные названия, классификации и проч. При этом все свято убеждены, что именно они являются безусловным авторитетом и истиной в последней инстанции.

Я лично не собираюсь заниматься такой ерундой. Для меня самым авторитетным источником является тот, который признан теми, кто внушает доверие и уважение не только своими словами, но и своими делами. Причём не только в Морском Деле. Поэтому за эталон я принял Книгу Узлов Эшли и её предлагаю вам рассматривать со всех сторон именно с этой точки зрения. Кто категорически не согласен, прошу всё-таки не отказываться от рассмотрения труда Эшли, поскольку там вы найдёте множество интересных идей и моментов.

Итак. Основной постулат Эшли – это классификация и разделение узлов по их назначению. Вполне логично, поскольку это взгляд не коллекционера, любопытного или просто скучающего человека. Это взгляд со стороны тех, кто был связан с Морским Делом своей нелёгкой работой в море и тех, чья жизнь порой зависела от этой классификации.

Посмотрим, что пишет Эшли не тему классификации узлов. Начнём самого термина «узел».

«Слово узел имеет три различных общеупотребительных значения. В самом широком смысле оно применяется ко всем усложнениям в снасти, кроме случайных, таких как затяжки и калышки, и усложнений, приспособленных для хранения, таких как катушки, бухты, мотки, клубки и т. д.

Во втором смысле он не включает в себя бенды, штыки, сплесни и сеннеты, а в третьем и самом узком смысле этот термин применяется только к кнопу, завязанном на веревке, чтобы предотвратить ее выскальзывание из блока или кипы, чтобы улучшить ее удержание рукой или (только на тонком материале) для предотвращения роспуска ее на волокна.»

Тут следует пояснить второй смысл слова «узел». Термины «бенды, штыки, сплесни и сеннеты» – это как раз те узлы, которые в обычной жизни понимаются именно как узлы. Бенд – это узел для связывания концов двух верёвок с целью увеличения её общей длины или ещё за какой-то надобностью. Штык – это такой узел, который используется для привязывания верёвки к какому-либо предмету. И даже к другой верёвке, например, для привязывания тонкого швартова к толстому кабелю.

Сплесень – это особый узел, который надо это отметить особо, изобрёл гений. Настолько он прост, «как и всё гениальное», и настолько же он эффективен. По сути, с точки зрения технологии изготовления узла, сплесень представляет собой взаимное переплетение двух концов верёвки. И вот тут для современного человека, привыкшего только к современным плетёным верёвкам может оказаться весьма непонятными эти рассуждения.

Чтобы всё установить в правильном положении, я должен подчеркнуть: все эти рассуждения в подавляющем своём большинстве относятся к прядным верёвкам, то есть к верёвкам, скрученным или, как ещё говорят, свитым из нескольких прядей. Обычной и самой распространённой верёвкой всегда была трёхпрядная, состоящая из трёх прядей. Учитывая это обстоятельство, теперь картина должна полностью проясниться.

Я понимаю, что этого недостаточно и хочется больше подробностей, чтобы понять самую суть дела. Что ж, в ближайшем будущем появится обзор верёвок, их история и технология изготовления. Тогда будет полная картина дела.

В третьем смысле имеется ввиду специальный узел – кноп, который делает конец верёвки толстым настолько, что он перестаёт проходить через блок или кипу. Кноп – очень красивый узел, а вернее, это целое семейство узлов, которые могут иметь самую разную форму: сферическую, эллипсоида и даже параллелепипеда и призмы. Последние, правда, в такелаже не используются и служат исключительно декоративным целям.

Так вот, на трёхпрядной верёвке конец распускается на пряди и уже этими прядями вяжется узел кноп. Таким образом, конец верёвки, который будучи ничем не закреплённый, мог бы распуститься на пряди, теперь надёжно зафиксирован.

Теперь, возвращаясь к классификации узлов можно вполне согласиться с Эшли, который писал:

«В море весь предмет узлов обычно делится на четыре категории: штыки, бенды, кнопы и сплесни.
12. Штык крепит веревку к другому объекту.
13. Бенд соединяет два конца веревки.
14. 15. Термин узел сам по себе применяется, в частности, к кнопам (14) и петлям (15), а также ко всему, что не входит в другие три класса, например, необычные и узлы­-трюки.
16. Длинные и Короткие Сплесни являются Многопрядными Бендами.
17. Огоны представляют собой Многопрядные Петли.»

Пока на этом остановимся, поскольку количество неизвестной терминологии уже собралось довольно значительное. Большее количество, боюсь, будет сложно переварить. Далее, будем рисовать схемы и сами узлы по отдельности, чтобы разобраться с каждым из них и с их классификацией. Вы увидите железную логику в этом деле, даже не предложенную просто моряком, но предложенную самой жизнью моряка в море, его тяжким трудом и опытом, накопленном в течение не одного столетия.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *