Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

November 2023
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
21.04.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Паруса

С точки зрения физики, парус представляет собой крыло, как у самолёта, а точнее, как у планера, который летает без мотора, за счёт мастерства летчика. Так и парусная лодка, рассекает воды исключительно без мотора и за счёт мастерства рулевого и команды.
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Visits: 10

Паруса всегда считались самой технологически сложной составляющей яхтинга. Всё дело в том, что если вода видна в процессе обтекания ею корпуса лодки, то воздух прозрачный. А, следовательно, весьма абстрактен и неочевиден. Здесь нужны смекалка и нестандартный подход. Поэтому те, кто обладает развитым воображение и пространственным объёмным мышлением скорее постигают суть дела. По большому счёту, для наших целей, достаточно самых общих знаний. Ведь мы не будем проектировать супер крыло для какого-нибудь супер самолёта.

Наша задача понять, как парус работает в принципе, как он взаимодействует с лодкой и постараться с помощью швейных технологий придать ему требуемую форму. И, если даже не получится с первого раза, это не страшно. Выходить на старт престижных гонок с многомиллионным бюджетом мы не будем. У нас другая задача. Хотя, надо признать, что удачно сделанный парус поможет вам выиграть свои местные парусные гонки и получить свою долю признания вместе с винной порцией на банкете по поводу. Поэтому мы будем стараться сделать всё как положено и очень тщательно и точно.

Сам мир парусов чрезвычайно разнообразен. Древнейшими парусами считаются латинские, это такие паруса, которые за свой верхний край, верхнюю шкаторину, поднимались на мачте с помощью наклонного рея. Да-да. Слово «рей» мужеского рода. Это надо принять и переварить, чтобы не попадать в неловкие ситуации в компании матёрых капитанов. Хотя…. Нынче у каждого свои правила.

С точки зрения физики, парус представляет собой крыло, как у самолёта, а точнее, как у планера, который летает без мотора, за счёт мастерства летчика. Так и парусная лодка, рассекает воды исключительно без мотора и за счёт мастерства рулевого и команды. Единственное отличие в том, что у планера крыло большей частью занимает горизонтальную позицию, а парус – большей частью вертикальную. Процесс обтекания паруса потоком ветра вызывает на нём тянущую силу. Это польза. А вред – это как всегда и неизбежно – сила сопротивления.

Тут надо вспомнить, что парус всегда работает в паре с корпусом лодки. Если лодка лёгкая и сидит в воде не глубоко, то какой бы ни был парус, ветер будет сдувать лодку в своём собственном направлении. Такую картину можно наблюдать на пруду или озере, окруженном деревьями. Осенью, когда высохшие листья падают на воду, ветер гонит их по поверхности туда, куда он дует сам. “Вот почему появилась поговорка: “Ждать у моря погоды”. Именно потому, что в древние времена корабли и лодки ходили почти исключительно по ветру.

И тут возникает мысль: если плыть по ветру, то лучшего и не придумаешь. Сопротивление минимальное, значит скорость будет наибольшая. А если надо немного не туда? Если надо в другую сторону? Тогда надо как-то зацепиться за воду, скажут самые сообразительные. И будут правы. Надо как-то упереться в воду, а она довольно «густая» для этого. И тогда можно будет изменить направление движения на нужное. В каких-то пределах.

И вот на лёгких лодках в воду упираются специальной пластиной – швертом, который вставляется в швертовый колодец и опускается под днище лодки по середине её ширины. Колодец нужен для того, чтобы через отверстие под шверт в днище в лодку не попала вода.

Таким образом, если мы теперь посмотрим на лодку со швертом сбоку, мы увидим, что площадь профиля нашей лодки значительно увеличилась. То есть, теперь лодке есть чем упереться в воду, и её не будет “сдувать ветром”, то есть дрейф под ветер будет минимальным. И теперь, с помощью руля лодку можно будет направить в нужном нам направлении.

Таким образом можно направлять лодку под весьма острым углом к ветру, когда ветер будет дуть в борт вашей лодки со стороны её носа и вы сможете плыть «против ветра». Ну, совсем против ветра, как говорят моряки в «мордотык» идти не получится, но можно идти зигзагом против линии вдоль которой дует ветер. Таким образом можно попасть в любое желаемое место, даже в то, со стороны которого дует ветер.

Такой ход зигзагом против ветра называется лавировкой, а отрезок пути лодки между поворотами, а также её положение по отношению к ветру, называется галсом. Если ветер дует в правый борт лодки – то лодка на правом галсе. Если в левый – то на левом галсе. Или ещё проще – на каком борту вы сидите, такой и галс. Теперь вы сможете легко ответить на вопрос, откуда автомобилисты взяли свою «помеху справа» и соответственно уступают дорогу. Это потому, что у моряков издавна было принято правило для расхождения судов, идущих пересекающимися курсами. Левый галс всегда уступает дорогу правому галсу. Если не уступает, вы можете страшным голосом заорать: «Правый галс!» Если вы на правом. А если и тогда вам не уступят дорогу, значит там либо глухой, либо деревянный по уши.

Но, мы немного отвлеклись. Спроектировать и сшить парус для нашей небольшой лодки будет первым опытом, с которого следует начать, чтобы не запутаться и не погрязнуть в непосильной работе. Кстати говоря, такой парус можно сшить даже вручную. Швейную машинку с зигзагом вовсе не обязательно иметь. Я думаю, что в качестве начала, стоит сшить самый простой из всех парусов – люггер. Этот парус также поднимается на мачте за верхнюю шкаторину с помощью тоже наклонного, но более короткого рея. Парусу не очень сложно придать нужную форму, а поставить его на лодке и управлять им вполне под силу даже ребёнку.

Но прежде чем приступать к шитью паруса, стоит попробовать сшить что-нибудь попроще. Чтобы посмотреть, подходит ли вам такое занятие. Например можно сшить сумку. Но, не просто сумку, а морскую. Мешок, который будет иметь в своём составе почти все элементы настоящего паруса: парусные и другие швы, люверсы, кренгельсы, узлы, громметы и многое другое. Может быть вы потом скажете: «Да на кой мне эти паруса-лодки. Зад тока мочить. Буду шить сумки!». А отвечу: “На здоровье! Главное, что бы вам нравилось!”.

“Сколько стоит удовольствие сшить парус для лодки?” – спросите вы. А я отвечу, что не дороже денег. А именно, ткань, которую мы будем использовать в качестве парусной обойдётся меньше полутора тысяч, а верёвки, иголки и нитки – ещё в одну. Вот и считайте. Все приспособления, и отделку мы сделаем по технологии времён парусного флота, поэтому ни дорогущей электроники, ни кевларов и драг металлов не будет вовсе. Зато будет гармония и красота, когда старинная технология, проверенная веками, в сочетании со старинными формами и лакированным деревянным рангоутом придаст вашей лодке невообразимый шарм, сразив на берегу сердца многих дамочек романтического складу. А вы такой загорелый и мускулистый…..

Вот такие планы. У кого есть желание и возможности, сможет использовать современные технологии и материалы. Но, тут я сразу хочу предостеречь от грубой ошибки. Нельзя категорически смешивать старинные формы и технологии с современными. Старинный парус допускается шить из современных материалов и это предел допустимого. Всё остальное будет смотреться по меткому береговому выражению «как на корове седло». Хотя встречаются такие, которым законы жанра не указ. Они живут «по собственным правилам». Но это мы рассматривать не будем.

На этом драматическом месте я оставлю вас до следующей встречи. А вы пока морально готовьтесь к подвигу освоения нового.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *