Контакты

Морское Дело,
Возрождение забытого искусства
.
Инженер Иванов.
maineditor@sobdelo.ru

Напишите мне: выгодные сотрудничество, предложения, а также новые идеи приветствуются.

Плюс - ответы на все ваши вопросы.

Мой телеграм канал Морское Дело https://t.me/nauticalworld

Выберите дату в Календаре и просмотрите все материалы за этот день.

November 2023
M T W T F S S
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
27.07.2024

Морское Дело

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИСКУССТВА

Утка

Дельные вещи действительно дельные – то есть весьма полезные в хозяйстве и, тем более, на лодке. И самой распространённой дельной вещью является утка. Утка – это приспособление для крепления концов, находящихся под нагрузкой. Самый простой пример использования утки видели все. Просто не обращали внимания.
Морское Дело. Возрождение забытого искусства. Узлы, Морские Узлы, Веревки, Лодки, Паруса, Такелаж, Построить Лодку

Views: 1736

Дельные вещи действительно дельные – то есть весьма полезные в хозяйстве и, тем более, на лодке. И самой распространённой и простой дельной вещью является утка. Утка – это приспособление для крепления концов, находящихся под нагрузкой. Самый простой пример использования утки видели все. Просто не обращали внимания.

Когда вы окажетесь возле какого-либо госучреждения или спортивного объекта, или тому подобному, где поднимают на флагштоках флаги государств, городов, спортивных обществ и так далее. Так вот, после того, как флаг поднят на самый верх, его надо там как-то оставить, чтобы он не упал вниз. Для этого верёвку на которой поднимают флаг, а она называется флаг-фал, надо просто за что-то закрепить. Это что-то в большинстве случаев и является уткой.

Утка имеет корпус посередине и два рога по краям. За эти два рога закладывается верёвка шлагами восьмёркой. Восьмёркой чтобы увеличить силу трения и остановить фал от падения вниз. Затем на рог утки набрасывают один-два полуштыка. Это узел, представляющий собой петлю, которая пересекает верёвку. На картинке это хорошо видно.

Таким образом конец фала надёжно и быстро крепится и что тоже ценно, легко и быстро отдаётся. Однако в нашей жизни, кое-где, у нас порой, находятся вандалы, которые любят гадить в общественных местах. И для них порезать верёвку ножичком сплошное удовольствие.

Против таких нехороших людей применяют антивандальное исполнение флагштоков. Флаг поднимается тем же флаг-фалом, который проходит внутри флагштока, который представляет собой коническую трубу. Нижний угол флага, который прилегает к флагштоку крепится к петле, которая изготавливается в виде кольцевого мешочка, охватывающего флагшток, который можно наполнить чем-нибудь тяжёлым: песком, например, или дробью. Этот груз растягивает флаг-фал и флаг стоит правильно, с растянутой передней шкаториной. А нижний конец флаг-фала крепится к той же утке, только спрятанной внутри флагштока за потайной дверцей, запираемой ключиком на крепкий замок.

Вот. На вашей лодке вандалы вряд ли заведутся иначе они могут быстро оказаться за бортом. Поэтому на лодке утки расставляются открыто, таким образом, чтобы на них можно было правильно и удобно закладывать лодочные верёвки, в основном шкоты парусов. Если паруса небольшие, то и фалы.

Для фалов, однако, применяют кофель-нагельные планки. Фалы закладывают за нагели потому, что это приспособление позволяет мгновенно отдать фал, не разматывая бухту. Надо просто выдернуть нагель из отверстия в планке и бухта распадётся. А это очень важно, если вдруг сильно дунуло. Но, о кофель-нагельных планках мы поговорим в следующий раз.

На берегу утку удобно использовать для ходового конца горденя, о котором мы уже говорили, чтобы закрепить конец, которым, например, поднимается и опускается тент, закрывающий решётчатую стену сарая для дров.

Если сформулировать в общем, то утки применяются везде там, где надо временно закрепить конец какой-либо верёвки.

Сами утки раньше делали из прочного дерева, дуба, ясеня и им подобных. Позже утки стали делать металлические и пластмассовые. Если вы попадёте на стоянку катеров и яхт, то вы без труда увидите самые разнообразные утки по величине, форме и применяемым материалам.

На маломерных судах утки используют вместо кнехтов для закладки швартовных концов. То есть на палубе, на корме стоят обычно две утки по обоим бортам. На носовой палубе может быть такое же расположение. А если лодка меньше пяти-шести метров, то утка может быть одна и стоять на самом носу. При этом её делают «модной» формы: сзади рог, а спереди рым. Выглядит загадочно, но пользоваться неудобно.